О, «юный Октябрь впереди»!

2-е место среди социальных различий занимает «межа» между населением и властью, по мнению россиян
| статьи | печать

Странное дело, по телевизору, информации в прессе, статистическим выкладкам нарастает ощущение, что власти носом землю роют в заботах о населении и немало в этом преуспели, а по соцопросам выходит, что народ этого то ли не видит, то ли не ценит. О том же и недавние результаты исследования ВЦИОМ.

Нет, усилия Кабинета совсем уж даром не прошли. По 8% опрошенных россиян на вопрос социологов, были ли у Правительства значимые достижения за последний год, назвали решение демографической проблемы, в частности учреждение материнского капитала, национальные проекты и успехи в экономике (рост ВВП, укрепление рубля, снижение темпов инфляции…). Четвертую строчку заняло улучшение жизни граждан — достижения в этой сфере обнаружили 6% респондентов. Есть еще 10 позиций, по которым набралось от 1 до 4% тех, кто указал на достигнутые за год успехи.

Несколько даже удивляет, что улучшению ситуации в образовании и здравоохранении досталось всего по 1%, хотя работа в этих сферах по увеличению зарплат и материальному укреплению организаций была проведена заметная. Однако печаль вызывают две другие цифры исследования: 42% россиян вообще затруднились дать ответ насчет достижений, а 23% заявили, что таковых не было вовсе. Иначе лишь 35% наших граждан выставили хоть какие-то плюсы усилиям Правительства. Такие вот успехи.

Однако стоит ли называть эти результаты неудачей или вообще провалом властей? Очень сомнительно. Вот, казалось бы, на противоположный вопрос социологов — о наличии провалов в работе Кабинета — ожидается погром со стороны респондентов. Ничуть! Те же 8% ругаются на высокие цены и паршивую работу ЖКХ. Столько же — на тяжелую долю пенсионеров. Уж по поводу ситуации в медицине и лекарств можно бы было проехаться по полной. Но и тут ропчут всего 6% граждан. А затруднившихся ответить оказалось на 12% даже больше, чем по первому вопросу. Правда, существенно, на 10%, меньше тех, кто категоричен в оценках — «никаких неудач и провалов не было».

Минусов Правительству вышло даже чуть меньше, чем плюсов, — 32% от числа опрошенных. С учетом статпогрешности можно сказать, что оно одержало ничью. При этом, думается, правительственная команда должна-таки испытывать моральное удовлетворение, поскольку мастерство почти всех ее «игроков» за три прошлых года в глазах россиян возросло. Не будем брать всегда «забивного» главу МЧС — даже у такого «бека», как министр финансов, положительные оценки подросли. По-прежнему публика «освистывает» только шефа Минздравсоцразвития.

Кстати, триумф духа можно усилить, если припомнить, что ждал народ от нового Правительства три года назад. В архивах Левада-Центра на этот счет можно обнаружить парочку исследований как раз за апрель 2004 г. Так вот, на улучшение работы Кабинета по решению проблем страны надеялось всего 30% россиян, а это, между прочим, на все 10% меньше, чем в 2000-м, после формирования предыдущего Правительства. И в то же время чаяния народа по важнейшим направлениям работы Совмина остались на прежнем уровне или возросли. Далее же претензии к Правительству только усиливались.

Показателен в этом плане «замер» претензий к Кабмину в марте 2005 г. Возьмем лишь первые три позиции. Попеняли ему за неспособность справиться с инфляцией и падением доходов 47% (39% в 2000-м), за незаботу о соцзащите населения — 35% (27), неспособность обеспечить работой — 31% (27). Сразу стоит заметить, что эти претензии, мягко говоря, пухлее тех, что показал вциомовский опрос по итогам трех лет. Что касается сравнений с 2000 г., не хочется перегружать головы читателей цифрами. Поверьте (и проверьте на сайте Росстата), что положительная разница между показателями «заботы о благе народа» порой измеряется разами.

Почему же столь кисло воспринимаются благодеяния властей? Потому, утверждают многие
социсследования, что между плодами их трудов и ожиданиями очень многих наших граждан — дистанция огромного размера. Отсюда — нарастание в народе нигилизма. К примеру: «Какие такие 9% инфляции за прошлый год?! Все 25!» — посчитали большинство участников одного из недавних опросов. Так и опошлили одно из ярчайших достижений Правительства.

Впрочем, во всем этом недопонимании виноваты сами чиновники. На это прямо указывают и результаты свеженького опроса ВЦИОМ относительно социальных противоречий в России. Самое большое противоречие — между богатыми, средним классом и бедными, на это указывают 79% респондентов. А чего ожидать, если разрыв между богатством и бедностью у нас при всех стараниях Правительства только увеличивается. Но об этом хорошо известно не только министрам. По-настоящему впечатляет второе социальное противоречие: 71% россиян видят под ним различия между населением и властью. Причем достали чиновники по самое оно граждан с любыми доходами. Естественно, пережить такое неудобство все-таки проще при богатстве (61% осатаневших), чем в бедности (76%).

В общем, вырисовывается острое «классовое» противостояние между бюрократией и всеми остальными — прямо «юный Октябрь впереди».

Тем не менее представляется, что и народу надо быть самокритичнее. Любопытное наблюдение сделал ФОМ. Оказывается, планировать и учитывать расходы принято менее чем в половине российских семей, причем вне зависимости от их доходов. Как заверяют ученые, в семьях, где ведут учет, чаще отметили, что за последний год их расходы снизились (7% против 3), а доходы возросли (32 и 26% соответственно).

Из этого можно сделать два вывода. Первый мы и так все знаем: русский человек широк душой даже в нищете. Второй может пригодиться власти: чем мордовать народ налоговыми декларациями, лучше обязать его сдавать разблюдовки с четкой прописью полученных доходов и сделанных расходов — там, хлеб, капуста, башмаки… Тогда и успехи в подъеме уровня жизни населения станут для него ярче, выпуклее и весомее.

Итожа. Начитанные люди, конечно, заметят, что глубокая «межа» противоречий между бюрократией и народом — явление в России отнюдь не современное, а национально-историческое. Так уж сложилось за многие века, что российским чиновникам достался не тот народ, а российскому народу — не те чиновники.

Так и стоит на своем Русь-матушка…