1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 836

Оклады растут, зато доходы снижаются

Иногда забота о трудящихся в нашей стране оборачивается самыми непредсказуемыми последствиями. До сих пор памятен Закон о монетизации льгот, который, как предполагалось при его принятии, должен был дать гражданам больше самостоятельности при пользовании льготами, но обернулся их массовым возмущением. Нечто похожее происходит сейчас при применении Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

 

Указ от 25.07.2006 № 763 увеличил существовавшие на тот момент оклады некоторых категорий государственных чиновников и фактически стал новой табелью о рангах. До его принятия в России действовали 68 утвержденных Президентом РФ нормативных правовых актов, в которых устанавливались размеры окладов и денежного поощрения для госслужащих. С 1 августа 2006 г. все они были отменены.

Казалось бы, этот документ упростил задачу для государственных органов, выступающих по отношению к чиновникам в качестве работодателей. Теперь, устанавливая своим сотрудникам зарплату, главы государственных учреждений и ведомств вместо массы отмененных президентских указов должны руководствоваться только одним документом. Но п. 7 Указа оговаривает, что «федеральным государственным гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ».

Надо понимать, что составители Указа от 25.07.2006 № 763 имели в виду не только нормативные акты, принятые в постперестроечной России, но и документы, изданные в советский период и пока что не отмененные.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств СССР действуют на территории РФ в части, не противоречащей нынешнему российскому законодательству. И не всегда можно достаточно четко определить, нужно ли сейчас применять тот или иной документ, принятый в СССР.

Так, в свое время для госслужащих, работающих в закрытых городах, образованных в местах расположения объектов Государственного производственного комитета по среднему машиностроению, были установлены должностные оклады, повышенные на 20% (см. Приложение № 1 к Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.64 № 620; далее — Постановление № 620).

Со временем закрытые города превратились в ЗАТО. Был принят Закон РФ от 14.07.92 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», предусматривающий меры по социальной защите граждан, проживающих или работающих в этих административных образованиях. В соответствии с п. 1 ст. 7 этого Закона гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО, полагается общая социальная компенсация, в том числе и льготы по оплате труда. И до поры до времени на повышенные должностные оклады госслужащих в закрытых административно-территориальных образованиях работодатели не покушались.

Но после издания Указа от 25.07.2006 № 763 государственные органы, расположенные в ЗАТО, стали утверждать новые штатные расписания и перезаключать со своими сотрудниками служебные контракты. Получив бланки контрактов на руки, работники обнаружили, что размер их окладов уменьшился на 20%, которые когда-то были введены Постановлением № 620.

Чем вызвано снижение зарплат — непонятно. Конечно, Постановление № 620 было принято более 40 лет назад, и даже найти его официальный текст — целая проблема. Однако этот документ никто не отменял.

Тем не менее руководители государственных органов в ЗАТО были вынуждены установить своим подчиненным пониженные размеры окладов. Так что госслужащим остается рассчитывать только на судебную защиту. Возможно, судьи лучше знают, какие нормативные документы уже утратили силу, а какие продолжают действовать.

Кстати, проблема коллизий, возникающих в связи с применением нормативных документов, принятых во времена Советского Союза, к отношениям в нынешнем Российском государстве, выходит за рамки этого конкретного случая.

Так, по запросу в одной из справочных правовых систем можно обнаружить, что в настоящее время продолжают действовать свыше 300 нормативных правовых актов, принятых до развала СССР и затрагивающих самые разные отрасли права. А сколько есть еще таких документов, тексты которых, как и в случае с Постановлением № 620, не вошли в электронные базы данных?

Возможно, решить проблему удастся путем полной кодификации действующего законодательства, как это предусматривалось Указом Президента РФ от 06.02.95 № 94. В единый Свод законов РФ предполагалось включить не только федеральные законы, но и указы Президента, постановления Правительства РФ, а также акты высших судебных органов.

В таком случае вопросы о том, действует ли сейчас тот или иной нормативный акт, просто не возникали бы (если документ включен в Свод законов, значит, он продолжает действовать).

Жаль только, что пока о сроках окончания этой работы нет никаких сведений.