1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1480

Хочется зелени

Обустройство территории

Весной горожане стараются восполнить ту часть зеленых насаждений, которая не пережила погодных аномалий или попросту не смогла существовать в том химическом составе, который мы называем почвой. Высадка деревьев в парке по утвержденному плану никаких сложностей не вызывает. А вот посадить по собственной инициативе деревце рядом с офисом совсем не просто. С устройством растительного обрамления офисных зданий возникает масса проблем, причем как учетного и налогового, так и организационно-технического характера.

 

Куда ж их девать?

Для бухгалтера сложности, связанные с озеленением территории, начинаются еще до посадки деревьев. Оказывается, не так-то просто определить, к какой категории имущества относятся будущие зеленые насаждения, призванные облагородить и благоустроить территорию возле офиса и противостоять выхлопным газам и дыму сигарет. Раньше при ответе на этот вопрос можно было опираться на формальные признаки, учитывая, что срок жизни дерева существенно дольше, чем 12 месяцев (если, конечно, земля, в которой оно должно расти, не совсем просолена и состоит больше из почвы, чем из щебня). В таком случае дерево следовало признать объектом основных фондов.

Безусловно, даже тогда ответ на этот вопрос был не столь однозначным, как могло показаться на первый взгляд, а сейчас и вовсе все запуталось.

Обратимся к законодательству по бухгалтерскому учету. Согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» многолетние насаждения как таковые отнесены к основным средствам. Однако п. 4 этого же ПБУ содержит перечень из четырех условий, одновременное выполнение которых необходимо при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств. В частности, деревья должны быть:

·        предназначены для использования в производственных или управленческих целях;

·        иметь способность приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.

Подтвердить и обосновать соблюдение этих условий организации, деятельность которой выражается в напряженном офисном труде сотрудников, весьма затруднительно.

В самом деле, предприятию, не имеющему никакого отношения к сельскому хозяйству или деревообработке, весьма непросто получить экономическую выгоду от наличия вблизи офиса зеленых насаждений. Также довольно сложно представить, как несколько свежевкопанных хилых саженцев могут быть использованы в производственных или управленческих целях.

Конечно, можно включить на полную мощность интеллект и деловую активность и направить их на поиск и представление неопровержимой доказательственной базы. Например, можно попробовать доказать, что деревья нужны для того, чтобы прямые солнечные лучи в разгар рабочего дня не били в глаза сотрудников, работающих на компьютерах. Для этого придется делать замеры освещенности, искать статистику солнечных дней, привлекать отраслевые стандарты освещенности рабочего места и заключение экспертов об эргономике расположения офисной мебели относительно окон. Можно заодно измерить уровень шума (запыления, загазованности) в офисе, расположенном вблизи оживленной магистрали, и постараться документально обосновать, что ветви деревьев будут служить оптимальным шумо-, пыле- и газозащитным барьером. Для этого потребуется заключение органов санэпиднадзора, а также желательно и инспекции по охране труда.

В реальность успеха такого мероприятия, равно как и в доказательственную силу полученных результатов и их правдоподобие как аргументов в пользу организации, верится с трудом.

К тому же, как представляется, стоимость проведения подобных исследований и получения заключений указанных органов будет сопоставима с расходами на создание небольшой рощицы за городской чертой.

Без сколько-нибудь серьезных доказательств отнести деревья около офиса к основным средствам никак нельзя.

 

СПРАВКА

Начиная с 2006 года несколько изменился подход к лимиту стоимости основных фондов. Прежде для целей бухгалтерского учета просто разрешалось списывать основные средства стоимостью менее 10 000 рублей на затраты. Теперь же, для того чтобы включить стоимость малоценных объектов (стоимостью не выше 20000 рублей или меньшей суммы — по выбору организации) в себестоимость, их необходимо учесть в качестве материально-производственных запасов. И хотя расходы для целей бухучета разрешено признавать вне зависимости от намерения получить выручку, прочие или иные доходы (п. 17 ПБУ10/99 «Расходы организации»), для квалификации имущества в качестве материально-производственных запасов по-прежнему важен факт их использования для производственных или управленческих целей.

 

В то же время ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 №359) совершенно прямо и недвусмысленно называет такую разновидность основных фондов, как «Насаждения многолетние декоративные озеленительные» (код 180160040 6), причем разделяя их по месту нахождения, в том числе на территориях предприятий (код 180160250 6).

Поскольку никакой практической выгоды от нахождения декоративных насаждений на территории предприятия получить невозможно по определению, остается предположить, что мы имеем дело с противоречием в нормативных актах.

Вывод может быть один: предприятию необходимо самому решить, будет ли оно учитывать свои благоприобретенные деревья возле офиса в качестве основных средств декоративного (то есть явно непроизводственного) назначения или выберет какой-нибудь иной путь.

В одном случае, как мы уже упоминали, потребуется изыскать какие-либо аргументы и доказательства, подтверждающие связь деревьев с производственной деятельностью или их роль в управлении организацией, не вызывающие претензий налоговых органов. Вероятно, в каком-либо конкретном случае это действительно будет возможно исходя из имеющихся обстоятельств и соответствующей первичной документации.

В качестве альтернативного варианта можно назвать отражение данного имущества на отдельном субсчете «Основные средства непроизводственного назначения» счета 01 (с начислением износа вместо амортизации) или единовременное принятие в качестве «текущих» всех расходов, связанных с высадкой зеленых насаждений, с их учетом за балансом в натуральном выражении.

Соответствующее решение необходимо зафиксировать в качестве элемента учетной политики предприятия. Заметим, что это требование не является излишним и не носит характера «формального антуража», призванного всего лишь украсить тонкие моменты бухгалтерского учета.

Дело в том, что от избранного способа отражения расходов на посадку деревьев зависит величина налоговой базы по налогу на имущество. Ведь глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ в качестве объекта налогообложения для российских организаций рассматривает «движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета» (ст. 374 НК РФ). Поэтому, оставив деревья на балансе, организация тем самым увеличит среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества. В любом случае нельзя исключить, что по этому поводу придется побеседовать с налоговым инспектором и лучше при этом иметь в руках какой-нибудь веский аргумент, например учетную политику.

 

Живая недвижимость или объекты ЖКХ

К слову сказать, если уж применительно к налоговой базе, определяемой в соответствии с гл.30 НК РФ, упомянуто движимое и недвижимое имущество, то следует указать, что деревья являются самым настоящим объектом недвижимости.

 

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Статья 130 Гражданского кодекса РФ относит к недвижимым вещам «земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».

 

Следовательно, наличие права собственности на них подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В статье 25 данного Закона сообщается, что право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.

Деревья-долгожители

Вопрос об амортизации мы частично уже затронули. Если предприятие решит прибегнуть к более привычному для российского бухгалтера варианту и капитализировать расходы на посадку деревьев, то начислять амортизацию (или износ) для целей бухгалтерского учета ему придется исходя из срока их полезного использования. К счастью, в настоящее время имеется возможность применить для бухгалтерских целей сроки, указанные в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в действующей редакции). Этот документ установил для «Насаждений многолетних декоративных озеленительных» самый продолжительный срок эксплуатации — свыше 30 лет, отнеся их к 10-й амортизационной группе.

 

Что было

Предыдущая редакция п. 17 ПБУ 6/01 предусматривала, что по объектам внешнего благоустройства и многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, стоимость не погашается, т.е. амортизация не начисляется. По этим объектам должно было производиться начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений, и движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете (согласно Плану счетов на счете 010). То есть исходя из вышеприведенного правила принципиальная возможность амортизировать деревья зависела от того, будут ли посаженные около офиса деревья отнесены к «зеленым насаждениям» или к «многолетним насаждениям».

Дело в том, что Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст) включает зеленые насаждения наряду с обустроенными площадками, стоянками, участками, устройствами и конструкциями из различных материалов, размещенными на придомовой территории, в состав «объектов внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов». Неразбериха с техническим регулированием, по мнению автора, ничего не меняет в данном вопросе с содержательной точки зрения. Анализ ГОСТа позволяет прийти к выводу, что в качестве элемента «внешнего благоустройства» амортизировать деревья для целей бухгалтерского учета до 2006 года было нельзя ни при каких условиях. А в качестве «многолетних насаждений» — теоретически все-таки можно, но только с того момента, когда они достигнут эксплуатационного возраста.

Этот момент можно определить как начало получения от деревьев экономических выгод. Для сельскохозяйственных предприятий в отношении плодовых культур, полагаем, существует достаточное количество справочников, позволяющих объективно определить, когда яблоня или слива начнут плодоносить. В части многолетних насаждений, имеющих исключительно декоративную функцию, очевидно, следует опираться на ту систему аргументов, которая изначально была избрана предприятием для подтверждения производственного (управленческого) предназначения высаженных деревьев.

Например, если они нужны для защиты рабочих мест от прямых солнечных лучей, загазованности или шума, то такой момент наступает тогда, когда деревья разрастутся достаточно, чтобы их кроны перекрыли излишний свет и звук или стали задерживать выхлопные газы и пыль.

Соответственно если предприятие решало, что более правильно считать созданный около офиса «кусочек природы» непроизводственным имуществом (в качестве объекта внешнего благоустройства), то об амортизации речи не шло вообще и приходилось начислять и отражать в учете исключительно износ и только за балансом (по установленным нормам амортизационных отчислений). Отметим, что для объектов, по которым начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей обложения налогом на имущество определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. То есть отсутствие права амортизировать тот или иной объект не увеличивает налоговые обязательства организации.

 

Что стало

Начиная с 2006 года из п.17 ПБУ 6/01 было исключено упоминание об объектах внешнего благоустройства как о неамортизируемом имуществе, то есть их амортизация теперь осуществляется в общеустановленном порядке. Следовательно, в настоящее время вышеописанная проблема классификации деревьев уже не является столь существенной. Правда, как это обычно бывает в случае внесения изменений в положения по бухгалтерскому учету, новый порядок амортизации применяется только к объектам, принятым к учету с даты его вступления в силу (а в данном случае — с 1 января 2006 г.). Именно такое разъяснение о применении новой редакции п. 17 ПБУ 6/01 дал Минфин РФ в письмах от 07.06.2006 №03-06-01-04/129, от 20.09.2006 №03-06-01-02/41 и др. Старые же объекты благоустройства так и продолжают числиться в качестве неамортизируемых.

 

Экономическое обоснование

Амортизацию, начисленную от первоначальной стоимости деревьев, можно учесть при налогообложении лишь в случае, если удастся подтвердить их непосредственную связь с деятельностью, связанной с получением дохода. Это является, пожалуй, самым сложным из знаменитой триады критериев признания расходов для целей исчисления налога на прибыль, которая установлена ст. 252 НК РФ.

Несложно догадаться, что обосновать экономическую целесообразность этих затрат предприятию тоже не так-то просто. В этом смысле можно попытаться опереться на ряд действующих нормативных актов. Хотя их явная несогласованность между собой и с законодательством по бухгалтерскому учету и налогообложению скорее способна принести предприятиям дополнительные проблемы, чем решить задачу обоснования для налоговых целей расходов на создание благоустроенной территории около офиса.

Приказом Госстроя РФ от 15.12.99 №153 (Приказ не отменен и ныне сохраняет свою силу) были утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации. Эти Правила так или иначе преломились на местном уровне, воплотив ряд основных положений с региональными особенностями. В частности, практически везде в городах был сохранен принцип финансирования озелененных территорий ограниченного пользования (в том числе зеленых насаждений на территории промышленных предприятий и научно-производственных организаций) за счет того объекта, при котором они создаются, точнее, за счет указанных юридических лиц.

Например, Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП (действует с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Москвы от 27.02.2007 №121-П) утвердило Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, которые возложили содержание озелененных территорий организаций и ведомств на юридические и физические лица, в ведении которых находится данный объект. При этом категория содержания озелененной территории определяется Москомархитектурой в зависимости от места расположения, функции и значимости объекта озеленения (п. 2.6).

Каждый владелец озелененной территории (как вновь строящегося объекта, так и существующего) должен иметь паспорт «Планировочное решение и благоустройство территории» по утвержденной форме, где фиксируются (и постоянно корректируются) основные составные элементы объекта и основные направления его содержания. При этом хотелось бы особо отметить, что юридическим и физическим лицам на территории Москвы запрещается не только несанкционированная вырубка деревьев и кустарников (что понятно и объяснимо), но также и их посадка. Все новые посадки, особенно деревьев на придомовых территориях, должны проводиться исключительно по проектам и в установленном порядке.

 

СПРАВКА

Закон г. Москвы от 05.05.99 №17 «О защите зеленых насаждений» возлагает на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязанность осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений, осуществлять хозяйственную и иную деятельность с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

 

Более того, даже предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности в обязательном порядке должна содержать сведения о состоянии зеленых насаждений. Причем в проектную документацию непременно требуется включить полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.

 

Возместите потери!

При повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительства или иной деятельности виновное лицо обязано произвести компенсационное озеленение. Это мероприятие осуществляется в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. В порядке компенсации восстановление зеленых насаждений производится на том же участке земли, где они были уничтожены, с сохранением или увеличением количества единиц растений и занимаемой ими площади. Если это невозможно и для озеленения отводится другой участок земли в том же административном округе, то озеленение осуществляется в двойном размере (как по количеству единиц растительности, так и по площади). Причем разнарядка по видовому составу и возрасту высаживаемых деревьев и кустарников доводится до сведения предприятия специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Законом предусмотрено, что оформление прав собственности по завершении строительства всех объектов осуществляется только после выполнения озеленения, предусмотренного проектной документацией или условиями согласования, и приемки выполненных работ специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Правда, нам не удалось выяснить, как именно реализуется данное положение Закона. А вот другое положение, предусматривающее налоговые льготы для юридических лиц, осуществляющих деятельность по защите зеленых насаждений (в том числе посадку новых деревьев, кустарников и иных зеленых насаждений в границах Москвы), увы, осталось только на бумаге.

 

Зимний сад — не роскошь…

Приведем любопытные цифры, зафиксированные в Нормах и правилах проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99 (утверждены и введены в действие Постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 № 49, в редакции Постановления Правительства Москвы от 26.09.2006 № 724-ПП).

Пунктом 6.8 данного документа установлено, что площадь участков озеленения производственных территорий размером до 5 га, с численностью работающих до 2,5 тыс. человек определяется из расчета 3 кв. м на работающего.

На территориях примагистральных зон и городских узлов показатель может быть сокращен до 1 кв.м и компенсирован устройством зимних садов внутри зданий. Для территорий с численностью работающих более 2,5 тыс. человек и (или) размером более 5 га площадь озелененных участков должна составлять не менее 10% от производственной территории.

Таким образом, из этого документа следует, что предприятие просто-таки обязано обеспечить наличие зеленых насаждений не только в непосредственной близости к офисному зданию, но в ряде случаев даже внутри него.

 

Налоговый учет деревьев: амортизировать будем?

Надо сказать, что с налоговым учетом деревьев дела обстоят тоже не слишком хорошо. Статья 256 НК РФ относит к амортизируемому имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Причем основные средства ст. 257 определяет еще более четко, квалифицируя таким образом: «...часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией». То есть при соответствующей стоимости саженцев они теоретически могли бы амортизироваться для налоговых целей, если бы налогоплательщику удалось доказать, как это имущество используется для извлечения дохода, в качестве средств труда в процессе производства (реализации) или для управленческих нужд.

Однако того факта, что предприятие — владелец (собственник, арендатор) офиса по региональному законодательству несет обязанности по защите зеленых насаждений, к сожалению, недостаточно для того, чтобы принять расходы на данные мероприятия для целей исчисления налога на прибыль.

К тому же п. 2 ст. 256 устанавливает, что объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации. Оставим без комментариев довольно двусмысленную формулировку данного пункта в части использования бюджетного финансирования. На самом деле анализ правоприменительной практики позволяет убедиться, что неоднозначность данного положения нередко препятствует налогоплательщику включить в состав расходов стоимость объектов, связь которых с производственной деятельностью гораздо более очевидна (например, асфальтированной площадки, устройства подъездных путей, освещения площади около офиса и т. п.). Что уж тут говорить о деревьях?!

Вдобавок понятие «объекты внешнего благоустройства» никаким особым образом для налоговых целей в НК РФ не определено. Поэтому исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ имеются все основания использовать данное понятие в том же значении, которым мы руководствовались, анализируя проблемы бухгалтерского учета. То есть наши зеленые насаждения в состав налоговых «объектов внешнего благоустройства», очевидно, должны входить. Следовательно, поскольку упомянутый перечень неамортизируемых объектов такого рода открыт, указанный запрет будет распространяться и на амортизацию деревьев для целей исчисления налога на прибыль.

 

СПРАВКА

Объекты внешнего благоустройства фигурируют и еще в одном месте гл. 25 НК РФ. Статья 275.1 относит их к объектам жилищно-коммунального хозяйства, которые, в свою очередь, входят в состав обслуживающих производств и хозяйств. Если обособленные подразделения предприятия ведут деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, и осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, то налоговая база по ним определяется отдельно от прочих видов деятельности и в особом порядке.

 

Впрочем, поскольку в нашем случае ни о каких услугах с использованием свежевысаженных деревьев речь не идет, то применять положения данной статьи нет оснований.

Тогда в каких же случаях предприятие имеет право учитывать расходы, связанные с посадкой деревьев и их содержанием (уходом за ними) в целях исчисления налога на прибыль?

Представляется, что это возможно только в трех случаях:

1) если налогоплательщику удастся доказать, что деревья играют непосредственную роль в производственной деятельности предприятия;

2) если предприятие арендует офис, причем договором аренды обязанности по созданию и обеспечению надлежащего состояния зеленых насаждений в пределах его территории возложены на арендатора, но только если его расходы на исполнение этих обязанностей засчитываются в счет арендной платы;

3) если налогоплательщик возводил офисное здание (подрядным или хозяйственным способом — неважно) и расходы по проведению компенсационного озеленения (в порядке восстановления нарушенных строительством зеленых насаждений) были предусмотрены планом строительства и заложены в его смету. Тогда эти расходы будут включены в общую стоимость офиса.

 

«Деревянный» НДС

Что касается налога на добавленную стоимость, уплаченного при покупке саженцев, а также по договору с озеленителями, которые посадили деревья и в дальнейшем осуществляют уход за ними, то здесь опять-таки все зависит от способности предприятия создать легенду, обосновывающую использование этого специфического имущества в производственной деятельности.

При удачной версии, которая правдоподобно обоснует роль зеленых насаждений в получении дохода или хотя бы в управлении предприятием, проблем с НДС не возникнет — правомерность формирования налогового вычета будет несомненной.

Сложнее ситуация, если озеленение территории около офиса будет квалифицировано как не связанное с деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, составляет отдельный объект обложения налогом на добавленную стоимость. Можно ли отнести к этой категории операций указанные расходы на озеленение приофисной территории? К сожалению, в Законе на этот счет не существует определенности. Одни эксперты считают, что любые расходы, не признаваемые таковыми для целей исчисления налога на прибыль, следует рассматривать как произведенные для собственных нужд и облагать НДС. Продолжая подобное рассуждение, следует признать, что тогда и «входной» налог по приобретенным для осуществления таких операций товарам, работам и услугам подлежит вычету на основании правил подп. 1 п. 2 ст. 171.

Однако налоговые органы склонны считать иначе. Точка зрения налогового ведомства была представлена в Письме МНС РФ от 21.01.2003 № 03-1-08/204/26-В088 «Об уплате НДС по имуществу, приобретенному для собственных нужд организации» и за прошедшие с его издания 4,5 года не изменилась.

Основная мысль состоит в том, что при приобретении имущества для собственных нужд, не связанного с производством и реализацией товаров (работ, услуг), без последующей передачи структурным подразделениям объекта налогообложения не возникает и суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по приобретенному для собственных нужд имуществу, к вычету не принимаются.

Кстати, встречается и такая трактовка данного Письма, что налоговики считают невозможным вычет по НДС в отношении имущества, которое изначально приобреталось для непроизводственных нужд, хотя мы такой позиции там не усмотрели.

 

Учетная политика — средство защиты зеленых насаждений

Полагаем, что предприятию в столь неопределенной ситуации необходимо будет уделить деревьям особое внимание при формировании своей учетной политики как для бухгалтерских, так и для налоговых целей.

В учетной политике потребуется указать хотя бы следующее:

·        как предприятие намерено квалифицировать свои деревья: как многолетние насаждения декоративно-озеленительного характера или как зеленые насаждения, составляющие часть объекта внешнего благоустройства;

·        как будут учитываться деревья на счетах бухучета: в составе основных средств (с подтверждением их производственного назначения), обособленно в качестве основных средств непроизводственного назначения (так называемых условных активов) или единовременно как расходы текущего периода с отражением в натуральном измерении за балансом (эта информация важна и для исчисления налога на имущество);

·        будет ли начисляться на деревья амортизация или износ (и по каким именно нормам, так как 10-я амортизационная группа устанавливает «открытую» продолжительность полезного использования);

·        рассматриваются ли деревья в качестве основных средств для налоговых целей и подлежат ли они амортизации для целей налогового учета (при возможности экономически обосновать расходы на посадку деревьев и доказать их связь с деятельностью, направленной на получение дохода); по каким нормам и каким способом;

·        как будут учитываться расходы на содержание деревьев для бухгалтерских целей (как расходы по обычной деятельности или как прочие расходы);

  • будут ли расходы на создание и содержание зеленых насаждений в целях исчисления налога на добавленную стоимость рассматриваться как передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд и как в связи с этим будет решаться вопрос о формировании налоговых вычетов.

 

Варианты

Мораль всего вышесказанного, как представляется, такова. Если организации нравится зелень около офиса и во что бы то ни стало хочется обзавестись собственными зелеными насаждениями, но при этом совершенно не нужны все вышеперечисленные проблемы, лучше всего купить небольшие деревца в кадках и выставлять их днем на улицу, а на ночь заносить в офис. Тогда никто не сможет потребовать с организации ни паспорт благоустройства территории, ни разрешение на посадку, ни регистрацию права собственности на деревья как объект недвижимости. В учете их можно провести как элементы оформления офисного помещения, но при исчислении налога на прибыль не учитывать (на всякий случай).

Для целей расчета налога на добавленную стоимость интересной выглядит идея образовать административно-хозяйственный отдел и передать ему деревья по покупной цене, начислив на них НДС и тут же приняв его к вычету. Все эти мероприятия, естественно, должны быть надлежащим образом документально оформлены, а принципы их учета зафиксированы в учетной политике.