1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 900

Народней всех народных…

Наблюдательный совет ВТБ объявил о завершении подписной кампании на акции банка. Несомненно, довольно успешное размещение ценных бумаг ВТБ оказалось самым народным в России. Ведь в результате акционерами банка стали более 130 тыс. россиян.

 

Анализируя ход размещения ценных бумаг ВТБ, можно констатировать: спрос на бумаги ВТБ в России превзошел предложение более чем в 6 раз! Банк привлек свыше 8 млрд долл., и при этом размещение ВТБ является самым крупным в мире среди проведенных в текущем году IPO.

Львиная доля новой эмиссии пришлась на институциональных инвесторов. Но важно то, что более 131 тыс. частных инвесторов в России подали заявки на приобретение акций в общем объеме 1,6 млрд долл.

Это свидетельствует о самом успешном на сегодняшний день размещении акций среди российских розничных инвесторов по числу поданных заявок и уровню спроса.

Напомним, что новыми акционерами Сбербанка в феврале 2007 г. стали чуть более 30 тыс. человек. «Роснефть» в ходе размещения акций заполучила 115 тыс. «физиков».

В чем же причины небывалой популярности бумаг ВТБ у российских граждан? Их несколько:

·        мощная и довольно эффективная рекламная кампания банка. Так, например, бюджет размещения, включающий расходы на роад-шоу, рекламу, презентации, составил 750 млн руб. Раньше в России на подобные цели никто такие суммы не тратил;

·        «Роснефть» и Сбербанк, как мы и предполагали ранее, выступили в роли своего рода «групп разогрева», сформировав небывалый интерес к «народному» размещению. На примере Сбербанка и «Роснефти» население увидело, что ничего страшного в IPO нет, более того — на нем даже можно неплохо заработать;

·        размещение происходило в условиях серьезной волатильности мировых сырьевых цен, а, как известно, банковский сектор — один из немногих секторов фондового рынка, который не зависит от колебаний цен на нефть и другое сырье.

Некоторые аналитики склонны считать, что во многом успех IPO среди физлиц можно объяснить тем, что минимальная сумма возможных инвестиций была вполне приемлема для россиянина со средним достатком. Действительно, минимальная стоимость пакета ВТБ для населения была почти в 3 раза ниже, чем в случае со Сбербанком. Но с другой стороны — она была в 2 раза выше, чем при IPO «Роснефти».

Кстати, по данным самого ВТБ, средний купленный «физиком» пакет тянет на 12,2 тыс. долл. Исследования, проведенные нашим корреспондентом в офисах ВТБ-24, позволяют сделать вывод о том, что в среднем москвичи были готовы инвестировать свыше 145 тыс. руб.

А ведь ВТБ-24 принимал заявки у так называемых неквалифицированных, начинающих инвесторов. Заявки «продвинутых» акционеров принимал другой букранер — «Ренессанс-Капитал», там минимальная сумма инвестиций была 1 млн руб.

Наблюдательный совет ВТБ, руководствуясь формулировкой «заработал сам — дай заработать другим» (в нашем случае — как раз рядовым гражданам), установил цену размещения 13,6 коп., что существенно ниже верхней границы ранее заявленного ценового диапазона. И это при том, что большинство заявок институциональных инвесторов все же не будет удовлетворено и им придется приобретать бумаги банка уже на бирже. Поэтому с большой долей уверенности можно сказать, что в краткосрочной перспективе рост акций банка неизбежен.