1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1120

Инвестор не спешит, инвестор понимает...

Отрезанный от участия в работе ОЭЗ малый бизнес мог бы стать катализатором инвестиционного процесса в зонах

Государство активно наращивает объем средств, которые планируется израсходовать в ближайшие три года на обустройство промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ). Но частные инвестиции пока не торопятся на «зоны».

 

Строить ОЭЗ будут всем государственным миром. Основной объем средств направляется через полностью принадлежавшее государству ОАО «Особые экономические зоны», уставный капитал которого к 2011 г. увеличится до 51 млрд руб. Эти средства расходуются прежде всего на внутреннюю инфраструктуру ОЭЗ, включающую таможенные терминалы, производственные и административные здания, объекты коммунального хозяйства.

Внешняя инфраструктура (автодороги, аэропорты и железнодорожные пути) финансируется сразу из нескольких источников. Федеральный бюджет выделит 33,7 млрд руб., региональные ассигнования составят 17,2 млрд, из бюджетов муниципалитетов поступят 12,3 млрд.

Часть объектов будет финансироваться в составе Федеральной адресной инвестиционной программы — 17,7 млрд руб.

Даже естественные монополии приложат руку к созданию ОЭЗ: РАО «ЕЭС России», АО «РЖД» и «Газпром» потратят на них 6,8 млрд руб. Еще одним «донором» станет Фонд развития регионов (7,8 млрд).

В целом на государственный круг получается около 150 млрд руб. Сумма очень серьезная, причем на каждый потраченный державой рубль Минэкономразвития надеется привлечь столько же частных инвестиций.

Пока самые крупные частные капиталовложения просматриваются в двух промышленно-производственных ОЭЗ.

Особая экономическая зона «Липецк» расположена на свободной территории площадью 1030 га между городами Липецк и Грязи. Она находится между двумя транспортными магистралями (железной и автомобильной дорогами). Таким образом, здесь реализуется выгодное транспортно-географическое положение возводимых промышленных объектов по отношению к крупным индустриальным и деловым центрам российских регионов (Москвы, Воронежа, Ростова, Волгограда и других), ближнего и дальнего зарубежья.

Территорию ОЭЗ пересекают несколько высоковольтных электролиний мощностью 500, 220 и 110 кВт. В центральной части пролегает нефтепровод Мичуринск — Кременчуг, а в южной — газопровод.

Для развития воздушных сообщений предусмотрена реконструкция аэропорта Липецк. Ему планируется придать статус международного (реконструировать и удлинить взлетно-посадочную полосу, возвести ряд других объектов).

Самый крупный на сегодняшний день по объему инвестиций (2,9 млрд руб.) проект на территории «Липецка» реализует ООО «БИОЭТАНОЛ». Оно занимается производством биоэтанола и его производных, в том числе глютена, сжиженного углекислого газа, кормовых добавок.

Проект ООО «ЧСЗ-ЛИПЕЦК» с объемом капиталовложений 1,3 млрд руб. предусматривает производство облегченной стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности.

Еще два резидента зоны — ООО «БЕЛОН-МЕТАКОН», развертывающее производство современных металлоконструкций и строительных материалов, и ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ», обеспечивающее выпуск испарителей и конденсаторов для холодильного оборудования, — вкладывают в свой бизнес соответственно 521,5 млн и 355 млн руб.

Особая экономическая зона «Алабуга» немного уступает коллегам из «Липецка» по объему инвестиций и числу резидентов. Она находится на территории Елабужского района Республики Татарстан и занимает площадь 20 кв. км. Совсем рядом расположены два промышленно развитых городских центра — Набережные Челны и Нижнекамск.

Первым резидентом зоны стало ООО «Северстальавто-Елабуга», представившее бизнес-план сооружения завода по производству мини-вэнов Fiat Ducato. Это самый крупный по объему инвестиций (4,4 млрд руб.) проект, принятый Федеральным агентством по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ). Его реализация позволит выпускать в год 75 тыс. машин, над производством которых будут трудиться 2000 местных рабочих. Первые авто сойдут с конвейера, по оценке МЭРТ, до конца 2007 г.

Статус второго резидента «Алабуги» совсем недавно получило ЗАО «Полиматиз», инвестиционный проект которого предполагает строительство предприятия по производству широкого спектра высокотехнологичных полимерных материалов и изделий из них. Сфера их применения достаточно широка: медицина, строительство дорог, трубопроводов, гидросооружений и легкая промышленность.

Всего же в «Алабугу», по словам руководителя территориального управления РосОЭЗ по Республике Татарстан Тимура Шагивалеева, планируется привлечь около 20 крупных резидентов. Их суммарные инвестиции превысят 1 млрд долл., а число новых рабочих мест превысит 30 тыс.

Но это в перспективе, а сейчас общая сумма частных средств в ОЭЗ с трудом поднялась выше планки 10 млрд руб. До заветных 150 млрд руб. еще шагать и шагать (и привлекать инвесторов, конечно).

Минэкономразвития сообщает, что активные переговоры ведутся с рядом крупных международных компаний, в частности с Siemens, Chevron, Cisco Systems, Hewlett Packard, Bombardier и даже с Boeing. Но до сих пор среди списка резидентов их названия не числятся.

Между тем малый бизнес попросту отрезали от участия в работе особых экономических зон. На этапе предварительной проработки законодательства об ОЭЗ ему обещали выделить специальную квоту, но потом поставили барьер, который невозможно перепрыгнуть: минимальный размер инвестиций — 10 млн евро.

Малый бизнес обидеть может каждый (особенно чиновники), но, возможно, именно он и станет катализатором инвестиционного процесса в ОЭЗ. Ведь о реальном улучшении инвестклимата крупные компании смогут судить в первую очередь по отношению властей к «малышам».