Купили бытовую технику — позаботились об условиях труда

Учет расходов
| статьи | печать

Практически в каждой организации используется та или иная бытовая техника: чайники, кофеварки, холодильники, СВЧ-печи и т. д. В то же время вопросы о порядке бухгалтерского и налогового учета этих объектов до сих пор остаются спорными.

 

Бухгалтерский учет

Как правило, предметы бытовой техники используются в течение периода, превышающего 12 месяцев. В связи с этим порядок отражения расходов на приобретение предметов бытовой техники в бухгалтерском учете зависит от стоимости этих активов и от положений учетной политики, принятой в целях бухгалтерского учета.

Предположим, что стоимость предметов бытовой техники не превышает 20 000 руб. Если организация установила в учетной политике лимит стоимости основных средств в размере 20 000 руб., то все предметы бытовой техники следует учитывать в составе материально-производственных запасов.

В этом случае при поступлении бытовой техники на предприятие оформляется приходный ордер по форме № М-4 и открывается карточка учета материалов (форма № М-17). Стоимость поступивших объектов отражается по дебету счета 10 «Материалы».

При передаче предметов бытовой техники в эксплуатацию оформляется требование-накладная по форме № М-11, а учетная стоимость бытовой техники списывается в дебет счета учета затрат.

 

ВНИМАНИЕ!

Организация может установить иной (но не более 20 000 руб.) предел стоимости основных средств, в зависимости от которой предметы бытовой техники следует относить либо к материально-производственным запасам, либо к основным средствам.

 

У организаций, которые учитывают все активы, соответствующие условиям п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в составе основных средств вне зависимости от стоимости, предметы бытовой техники попадут именно в эту категорию.

 

СПРАВКА

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

 

Расходы на приобретение бытовой техники сначала будут отражены по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а после включения активов в состав основных средств — на счете 01 «Основные средства».

При поступлении в организацию бытовой техники оформляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 и открывается Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

 

СПРАВКА

Формы первичных учетных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а, по учету основных средств — Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

 

Можно ли признать объекты в составе имущества организации?

Бытовая техника не используется ни в производстве продукции, ни для управленческих нужд. Следовательно, не выполняется одно из условий, установленных п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и п. 4 ПБУ 6/01.

Возникает вопрос: правомерно ли вообще включать эти объекты в состав имущества организации?

По мнению специалистов Минфина РФ, в данном случае должен возобладать приоритет содержания перед формой. А значит, предметы бытовой техники (холодильники, СВЧ-печи) можно учесть в составе имущества организации, но только в том случае, если коллективный договор содержит положения по условиям труда сотрудников.

Напомним, что согласно ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся, в частности, условия труда, которые соответствуют требованиям охраны труда и безопасности производства.

Следовательно, если работодатель приобрел предметы бытовой техники с целью создать нормальные условия труда своим работникам в соответствии с положениями коллективного договора, то указанные объекты могут быть приняты к учету в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 21.04.2005 № 03-06-01-04/209).

В том случае если подобное положение отсутствует в коллективном договоре, то бытовую технику не следует учитывать в составе имущества организации. Стоимость приобретенных объектов сразу включается в состав прочих расходов и отражается на счете 91 субсчет 2 «Прочие расходы».

В пункте 4 ПБУ 6/01 содержится еще одно условие, необходимое для отражения приобретенного объекта в составе основных средств, — объект должен обладать способностью приносить организации экономические выгоды (доход).

В законодательстве по бухгалтерскому учету отсутствует понятие «экономическая выгода». Единственный документ, в котором его можно отыскать, — это Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.

 

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Пункт 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России:

«Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен на другой объект имущества;

в) использован для погашения кредиторской задолженности;

г) распределен между собственниками организации».

 

Как видно из приведенного определения, бытовая техника косвенно способствует притоку денежных средств в организацию: с помощью бытовой техники улучшаются условия труда работников, которые участвуют в процессе производства.

Такого мнения, в частности, придерживается ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21.12.2005 № Ф04-9129/2005(18155-А27-37). Из документа следует, что приобретение кофеварки, холодильника, набора кухонной мебели, микроволновой печи и электрочайника связано с целью обеспечения и организации рабочего дня филиала компании, что свидетельствует о достижении конечной цели деятельности предприятия — получения дохода.

 

НДС

Плательщики налога на добавленную стоимость имеют право на применение налоговых вычетов. В частности, вычету подлежат суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров, работ или услуг, которые предназначены либо для перепродажи, либо для использования в операциях, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Основанием для предъявления к налоговому вычету суммы «входного» НДС является правильно оформленный счет-фактура.

Следовательно, при покупке бытовой техники организация может зачесть «входной» НДС только в том случае, если сможет доказать, что техника имеет непосредственное отношение к деятельности, в результате которой возникает объект обложения НДС.

 

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль можно учесть только те расходы, которые документально подтверждены и экономически обоснованны. Иными словами, организация должна подтвердить, что расходы на приобретение бытовой техники связаны с производственным процессом и косвенно направлены на получение дохода.

Прежде всего в коллективном договоре должны быть определены те условия труда и отдыха, которые обязан создать работодатель для сотрудников.

В частности, положения СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.87 № 313, требуют создания на предприятиях столовых для обеспечения всех работающих общим, диетическим, а по специальным заданиям и лечебно-профилактическим питанием (п. 2.49 и 2.52).

В небольших организациях при численности работающих в смену менее 30 человек вместо столовой-раздаточной допускается иметь комнату для приема пищи. Ее площадь определяется из расчета 1 кв. м на каждого посетителя, но не менее 12 кв. м. Указанное помещение должно быть оборудовано умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником.

При количестве работающих до 10 человек в смену вместо комнаты для приема пищи можно предусмотреть в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв. м для установки стола для приема пищи.

Таким образом, если в организации нет столовой, то в трудовом договоре может быть указано, что работодатель обязуется обеспечить условия для хранения продуктов, подогрева и приема пищи. Для этого работодатель вправе приобрести кухонную мебель, электроплиту, СВЧ-печь, электрочайник, кофеварку, столовые и чайные приборы и т. д.

При наличии отдельной комнаты для приема пищи основанием для налогового учета расходов на приобретение бытовой техники может стать приказ руководителя организации, в соответствии с которым выделяется комната с указанием перечня бытовой техники, которой эта комната должна быть оборудована.

Некоторые предприятия имеют цеха и участки с непрерывным производством. Если в связи со спецификой работы правилами внутреннего распорядка не предусмотрены перерывы на обед, то работодатель обязан предоставить сотрудникам возможность отдохнуть и принять пищу на рабочем месте. Следовательно, в данном случае документом, подтверждающим целесообразность расходов на бытовую технику, приобретенную для комнаты отдыха и приема пищи, являются правила внутреннего трудового распорядка.

Основанием для налогового учета документально подтвержденных и экономически обоснованных расходов на приобретение бытовой техники являются нормы подп. 7 п. 1 ст. 264 или подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. На основании этого положения налогоплательщики могут учесть расходы на приобретение бытовой техники стоимостью до 10 000 руб.

Что касается предметов бытовой техники, стоимость которых превышает 10 000 руб., то в налоговом учете они включаются в состав амортизируемого имущества (ст. 256 НК РФ) и списываются в расходы через амортизационные отчисления. Для определения суммы ежемесячной амортизации необходимо установить срок полезного использования объекта на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Налоговые органы зачастую не признают расходы на приобретение бытовой техники экономически обоснованными. По их мнению, такое имущество не используется налогоплательщиками в деятельности, направленной на получение дохода. Бытовая техника приобретается для удобства сотрудников, а не для предпринимательской деятельности компании.

При этом они ссылаются на п. 29 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсии или путешествия, занятия в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписку, не относящуюся к подписке на нормативно-техническую литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Однако не всегда с ними соглашаются арбитражные суды.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Постановление ФАС Центрального округа от 12.01.2006 № А62-817/2005.

В ходе налоговой проверки инспекцией выявлено, что общество в нарушение п. 1 ст. 256 НК РФ необоснованно включило в состав амортизируемого имущества имущество, которое не используется для извлечения дохода, а именно холодильники, установленные в отделах административно-управленческого аппарата заводоуправления. По мнению инспекции, это имущество используется не в производстве, а для личных целей работников аппарата заводоуправления в нерабочее (обеденное) время.

Суд посчитал доводы налоговой инспекции необоснованными, поскольку в данном случае использование основных средств — холодильников, установленных в отделах административно-управленческого аппарата заводоуправления, — можно квалифицировать как использование основных средств для целей управления организацией и для обеспечения нормальных условий труда (подп. 7 и 18 п. 1 ст. 264 НК РФ), так как в соответствии со ст. 108, 223 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению работникам возможности приема пищи в рабочее время на рабочем месте или в оборудованных для этого местах.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 31.08.2005 № А09-18881/04-12.

По мнению налогового органа, организация необоснованно отнесла на себестоимость затраты по приобретению микроволновой печи. Налоговики указали, что комната для приема пищи в организации отсутствует, микроволновая печь не используется в процессе производства товаров (работ, услуг), поэтому отнесение на себестоимость затрат на приобретение микроволновой печи противоречит п. 1 ст. 252 НК РФ.

Статья 223 ТК РФ предусматривает, что обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, а также помещения для приема пищи.

Специальная комната, предназначенная для приема пищи, в организации действительно отсутствовала, но, как указал суд, данное обстоятельство не влияет на правильность вывода о том, что приобретение организацией микроволновой печи было направлено на обеспечение нормальных условий труда работников.

Суд установил, что СВЧ-печь предназначена для обеспечения нормальных условий труда (в частности, для дополнительного приема пищи работниками в течение рабочего дня).

В трудовых договорах с работниками указано, что предприятие обязано обеспечивать для них «все необходимые условия для дополнительного приема пищи (второй завтрак)...».

В этом случае довод налоговых инспекторов о том, что в расположенном рядом здании находится столовая, в которой сотрудники могут принять горячую пищу, не является основанием для признания расходов на приобретение микроволновки необоснованными.

 

Что касается расходов на приобретение кухонной мебели и электроплит, то, по мнению судей, организации также с полным правом могут отнести их к прочим расходам, связанным с обеспечением нормальных условий труда, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2005 № Ф09-5754/04-АК, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2005 № А56-32904/04).

 

ПРИМЕР

ООО «Рама» расположено на кольцевой автодороге. Никаких столовых и закусочных поблизости нет. Поэтому в коллективном договоре ООО «Рама» предусмотрена обязанность работодателя обеспечить сотрудникам условия для хранения продуктов, подогрева и приема пищи.

На основании приказа руководителя в организации была выделена комната для приема пищи, которая должна быть оборудована кухонной мебелью, холодильником, СВЧ-печью, электрочайником, кофеваркой, столовым и чайным сервизами.

Для приобретения холодильника и СВЧ-печи был перечислен аванс ООО «Электросбыт» в размере 23 600 руб., в том числе НДС — 3600 руб. Стоимость холодильника составила 15 340 руб., в том числе НДС — 2340 руб., а стоимость СВЧ-печи — 8260 руб., в том числе НДС — 1260 руб.

Согласно учетной политике в целях бухгалтерского учета в состав основных средств включаются активы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и с первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб.

 

В бухгалтерском учете ООО «Рама» были сделаны такие проводки:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»   Кредит 51

— 23 600 руб. — перечислен аванс организации ООО «Электросбыт»

Дебет 08   Кредит 60

— 13 000 руб. — отражены расходы на приобретение холодильника

Дебет 19   Кредит 60

— 2340 руб. — на основании полученного счета-фактуры выделена сумма «входного» НДС по приобретенному холодильщику

Дебет 01   Кредит 08

— 13 000 руб. — холодильник включен в состав основных средств

Дебет 10   Кредит 60

— 7000 руб. — отражены расходы на приобретение СВЧ-печи

Дебет 19   Кредит 60

— 1260 руб. — на основании полученного счета-фактуры выделена сумма «входного» НДС по приобретенной СВЧ-печи

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19

— 3600 руб. — зачтена сумма «входного» НДС по приобретенной бытовой технике

Дебет 60   Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

— 23 600 руб. — зачтена сумма аванса, уплаченного поставщику

Дебет 26   Кредит 10

— 7000 руб. — СВЧ-печь передана в использование

Дебет 013 «МПЗ сроком службы свыше 12 месяцев»

— 7000 руб. — стоимость СВЧ-печи, переданной в использование, отражена на забалансовом счете в целях контроля за сохранностью имущества.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, холодильник относится к третьей амортизационной группе (код 16 2930000) со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Организацией срок полезного использования холодильника (код по ОКОФ — 16 2930100) был установлен в размере четырех лет. Амортизация начисляется линейным способом.

Начиная с месяца, следующего за месяцем включения в состав основных средств, по холодильнику будет начисляться амортизация:

Дебет 26   Кредит 02

— 270,83 руб. (13 000 руб. : 48 мес.) — отражена сумма ежемесячной амортизации, начисленной в бухгалтерском учете.

В налоговом учете расходы на приобретение СВЧ-печи были включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Таким образом, в том месяце, когда СВЧ-печь была передана в использование, налогооблагаемые доходы ООО «Рама» были уменьшены на 7000 руб.

Холодильник был включен в состав амортизируемого имущества с первоначальной стоимостью 13 000 руб. и сроком полезного использования 48 месяцев. Амортизация по холодильнику начисляется линейным способом, а сумма ежемесячных амортизационных отчислений составляет 270,83 руб. На эту сумму организация будет ежемесячно уменьшать свои налогооблагаемые доходы.