Причастность, доверие и гордость

Успех команды во многом определяется методом ее формирования
| статьи | печать
Причастность, доверие и гордость

Значимость командной работы и популярность команд как управленческого инструмента организации деятельности компании постоянно растут. Растут и неоправданные ожидания от ее результатов, и разочарование в эффективности ее функционирования. Причина этого видится в неоднозначной трактовке понятия «команда» и методов ее создания.

Многие руководители полагают, что команда — это группа «своих» людей, которые их понимают, что называется, с полуслова, с полувзгляда и четко действуют в русле спущенных сверху указаний. Официально закрепленные за каждым членом команды функции и должностные полномочия укрепляют ее, и только такими методами можно достичь поставленных целей.

Однако, как свидетельствует практика успешных компаний, эффективное функционирование команд предполагает выведение ее членов на новый уровень межличностных отношений, так как результативность деятельности команды во многом зависит от степени их сотрудничества.

Использование административного ресурса при создании команды и назначении «на работу в ней» тех или иных сотрудников не приносит позитивных результатов. Поэтому бессмысленно по приказу сверху создавать или формировать команды, что называется, на пустом месте. Более целесообразно взращивать их в недрах организации, анализируя и учитывая уже сложившиеся отношения между сотрудниками и подбирая их по принципу дополнения и сочетания профессиональных знаний и навыков и личностных качеств.

Команда — это небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия. Ее члены имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.

Обычно команды представляют собой временные коллективы, создаваемые для выполнения отдельных специфических задач. Признаками хорошей команды являются здоровое чувство независимости и вера в собственные силы, умение ее членов гордиться результатами своего труда и ценить достижения коллег, поддерживать усилия друг друга.

Когда людям приходится овладевать огромным объемом знаний, а затем применять их на практике, компании делают ставку на ответственность сотрудников, их настойчивость и целостность личности, что и проявляется при командной работе.

Кроме того, команда как управленческий инструмент организации деятельности компании позволяет испытывать планируемые ее схемы, реализацию новых стратегических инициатив и, главное, возможности и способности членов команды.

Необходимые условия

Теоретики и практики менеджмента уже несколько десятилетий пытаются сформулировать положения, которые бы однозначно описывали природу команд и методы их выращивания.

Успех команды, как и использование любого другого инструмента, зависит от многих факторов. Ведь не всякий гвоздь забьешь любым молотком.

Тем не менее считается, что для стабильного и эффективного функционирования команды среди ее членов должны быть люди, способные решать поставленные задачи и оказывать ее членам социально-эмоциональную поддержку (см. граф.).

При этом специалисты по решению задач направляют всю свою энергию на достижение командных целей. Они:

· предлагают новые решения стоящих перед командой задач;

· открыто высказывают свои мнения;

· прислушиваются и оценивают предложения других людей;

· просят представить им факты, имеющие отношения к решению задачи;

· связывают предлагаемые идеи с возможностью решения, собирают их воедино для создания общей перспективы;

· побуждают членов команды к труду, особенно в сложные моменты.

«Эмоциональные социологи» отвечают за удовлетворение эмоциональных потребностей участников группы и помогают им укрепить свое социальное состояние. Они:

· восприимчивы к идеям других участников, не скупятся на похвалы;

· побуждают членов команды к высказыванию новых предложений;

· улаживают конфликты в группе, помогают противоборствующим сторонам прийти к соглашению;

· различными способами (шутками, анекдотами) снимают эмоциональное напряжение;

· соглашаются, как правило, с предложениями других членов команды;

· способны поступиться собственным мнением ради поддержания гармонии в команде.

В хорошей команде должны присутствовать все роли, и она должна быть хорошо сбалансирована. Тогда компания получит высокие результаты, а участники — удовлетворение от своей работы.

Командная работа

Цели и задачи, стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу ограниченности ресурсов, а также невозможности обладать одному человеку необходимыми знаниями и квалификацией. В командной работе присутствует все: обмен опытом, работа, мысли, чувства, волнение, счастье, напряжение, удовольствие, эмоции, стрессы, конфликты, сомнения и успех.

Чтобы вырастить эффективную команду, нужно обеспечить ей достижение трех уровней эффективности. Для этого члены команды должны научиться:

· выбирать общее направление движения, разделяемое всеми членами команды понимание целей и ценностей;

· взаимодействовать;

· самообновляться и в ответ на перемены наращивать свой потенциал.

Сложность заключается не в выборе того или иного направления, необходимо одновременное движение по всем трем направлениям.

Усовершенствовать работу команды трудно. Еще и именно поэтому надо бережно относиться к любым проявлениям коллективной работы, построенной на принципах доверия друг к другу и взаимопомощи, признания результатов и успехов коллег, ответственности за себя и «за того парня».

Терпеливое выращивание команды — дорогое и затратное мероприятие, особенно принимая во внимание трансакционные издержки (см. «Экономику бизнеса» № 02 — приложение к «ЭЖ» № 18), которые обычно вообще не учитываются.

Не все команды, особенно исследующие новые возможности в бизнесе, достигают успеха. Но если команда добивается успеха, значит, она доказала свою пригодность и в компании появился действенный ресурс. Если — нет, то это означает, что данный проект оказался нежизнеспособным или члены команды были не на высоте. Но и в этом случае кроется определенный позитив: компании удалось избежать потенциально дорогостоящей ошибки и приобрести опыт.

Поэтому очень важно вырастить внутри компании такую команду, которая может осуществлять различные инициативы в режиме реального времени, а не создавать ее административными методами или привлекать со стороны.