1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Тяжелая шапка муниципала

Закон о муниципальной службе возвысил престиж органов местного самоуправления

Если провести историческую аналогию, то груз ответственности, свалившийся на плечи муниципальных служащих, сравним с тяжестью шапки Мономаха — короны киевского князя Владимира, которая, по версии великого поэта, оказалась непомерно тяжелой для самозванца Бориса Годунова.

 

Государственный служащий в современной России, особенно федерального ранга, страшно далек от народа. А муниципальный служащий каждый день лицом к лицу выходит к людям, которым служит. И он постоянно вынужден доказывать, что нужен им. А для этого необходимо обладать многими качествами, первое место среди которых занимает интеллектуальная и профессиональная подготовленность.

За минувший год, который Владимир Путин назвал «первым годом действия нового Закона о местном самоуправлении», число муниципальных служащих с высшим образованием выросло на 1,4% и достигло 67,3% от общей численности работников муниципалитетов.

Примечательно, что на 0,9% меньше стало муниципальных служащих со средним специальным образованием, составляющих 26,4% штатного состава органов местного самоуправления. Ровно на 1% стало больше муниципальных служащих с общим средним образованием, доля которых составляет 6,4%. И около 59% муниципальных служащих имеют стаж государственной и муниципальной службы свыше 5 лет. На таблице приведены сведения в разрезе по федеральным округам.

Потенциал на первый беглый взгляд солидный. Но директор Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Сергей Мирошников самой актуальной задачей сейчас считает системную подготовку кадров для работы в органах местного самоуправления.

Действительно, часто меняющиеся в ходе реализации муниципальной реформы правовые акты — на федеральном и региональном уровнях — требуют от муниципалов: а) постоянного пополнения правовых знаний; б) регулярного обновления познаний в области экономики и финансов.

За прошлый год в целом по стране повысили свою квалификацию около 69 тыс. человек, или 21,5% от общего числа муниципальных служащих. Это мало. Тем более что еще не сформировались школы и факультативы по подготовке и переподготовке управленцев специально для муниципалитетов.

С вступлением 1 июня этого года в силу Федерального закона о муниципальной службе от 02.03.2007 № 23-ФЗ работникам органов местного самоуправления предстоит продвигаться по карьерной лестнице от младших должностей к старшим, ведущим, главным и, наконец, к высшим. Чтобы не споткнуться на ступеньках, необходимо едва ли не ежедневно обновлять свои знания.

Уже сейчас вопросы местного самоуправления регулируют 325 федеральных законов и 14 кодексов из 21 действующего. Со дня принятия 6 октября 2003 г. Федерального закона № 131-ФЗ о местном самоуправлении и по 20 мая 2007 г. 28 новыми федеральными законами внесены изменения и дополнения в него (см. «ЭЖ» № 23). Если согласно первоначальной редакции Закона у поселений было 22 вопроса местного значения, то теперь их 34, у муниципального района — соответственно 20 и 31, у городского округа — 27 и 38.

Только по установлению границ и о статусе муниципальных образований субъектами Федерации принято 1757 региональных законов. По другим правоотношениям, возникающим в ходе муниципальной реформы, в каждом субъекте РФ действует еще в среднем от 20 до 25 местных законов.

К настоящему времени принято более 500 тыс. муниципальных правовых актов. И Минрегион РФ вместе с другими ведомствами и общественными формированиями внес в Госдуму законопроект о ведении реестра муниципальных нормативных правовых актов.

В ходе муниципальной реформы встает очень много вопросов, касающихся имущества в ведении местного самоуправления. Достаточно сказать, что только в 17 субъектах Федерации из 86 приняты законы о разграничении имущества муниципальных образований.

Это свидетельствует, с одной стороны, о сложности и масштабности этого направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а с другой — подтверждает факт слабой подготовленности кадров на региональном и местном уровнях.

Недостаток специфических знаний заметен и при решении вопросов обеспечения финансовой деятельности местного самоуправления. А это только усугубляет дефицит квалифицированных кадров. 40 субъектов Федерации столкнулись с кризисом кадрового обеспечения муниципальной реформы.

Остается уповать лишь на то, что продление срока переходного периода по реализации Закона о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ до 1 января 2009 г. позволит решить хотя бы часть вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров. Особенно сейчас, после вступления в силу Закона о муниципальной службе, который намного повысил престиж работы в органах местного самоуправления.

 

Справка

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано: 27 652 устава муниципальных образований, 13 255 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Отказано в государственной регистрации: 1657 уставов муниципальных образований, 2322 правовых актов о внесении изменений.

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ