1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1579

«Глиняные ноги» российской экономики

Только малый бизнес способен обеспечить устойчивое развитие страны

Проблемы развития малого бизнеса и его государственной поддержки обсуждались на недавнем заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. С докладом выступил министр экономического развития и торговли Герман Греф. «ЭЖ» публикует его изложение.

 

В настоящее время Российская Федерация все еще отстает по основным показателям развития сектора малых предприятий от ведущих мировых экономик. Малые предприятия составляют около 50% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности, а уровень занятости и вклада в валовой внутренний продукт оценивается экспертами в размере 15—17%, что в 3—4 раза ниже, чем в развитых странах.

Вместе с тем с 2002 г. развитие малого предпринимательства является стабильным, ежегодный прирост компаний и занятости составляет в среднем 5%.

По состоянию на 1 января 2007 г. в Российской Федерации общее число малых предприятий — 1032 тыс. (увеличение за 2006 г. составило 53 500 предприятий); количество рабочих мест — 9,5 млн, что на 535 тыс. больше, чем год назад; инвестиции в основной капитал составили 171,3 млрд руб. и на 40% превышают показатели предыдущего года. Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.

Но отраслевая структура российского малого бизнеса не может нас удовлетворять.

Торговля и сфера услуг являются здесь наиболее распространенными отраслями: на них приходится более 72% оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство — на втором месте (13,6% и 7%). На другие отрасли приходится менее 10%.

Поэтому важнейшей задачей является изменение структуры видов деятельности малых предприятий. Цель — стимулирование развития малых предприятий в сфере услуг, образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке, транспорте и связи.

Это должно найти отражение в отраслевых стратегиях развития. Также необходимо разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти специальный комплекс мероприятий на 2008—2010 гг., предусматривающий содействие развитию малого предпринимательства в различных отраслях экономики.

Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до 2020 г. в рассматриваемой сфере должны стать:

·       сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, — до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);

·       рост числа предприятий, занятых в сфере услуг, — до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);

·       увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, — в 5 раз (с 2% в 2006 г. до 10% к 2020 г.);

·       увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, — в 5 раз (с 1% в 2006 г. до 5% к 2020 г.).

1 Первое, что для этого требуется, — обеспечить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

В 2006 г. 53% опрошенных малых предпринимателей выделили финансирование как самую важную проблему. Общая потребность малых компаний в банковском финансировании оценивается в 1 трлн руб. и удовлетворяется только на 20%. При этом темп прироста объемов этих кредитов за 2006 г. составил 148%.

По инициативе Минэкономразвития России Центральный банк России уже скорректировал требования к коммерческим банкам по резервированию средств в случае предоставления кредитов малым предприятиям, а также повысил уровень надежности кредитов малых предприятий, по которым предоставлено соответствующее обеспечение гарантийными фондами, созданными в целях поддержки малого предпринимательства.

В 31 субъекте Российской Федерации при софинансировании федерального бюджета уже созданы гарантийные фонды. Общая сумма кредитных договоров, договоров лизинга, заключенных субъ-  ектами малого предпринимательства (более 360 малых компаний), на 1 апреля 2007 г. составила около 1,2 млрд руб.

 

Справка

Региональный гарантийный фонд, как правило, формируется в объеме 30—50 млн руб. Уже накоплен значительный опыт взаимодействия с коммерческим банками, которые готовы учитывать гарантии с коэффициентом мультипликации от 2 до 5 раз, что позволяет привлечь в сектор малого бизнеса дополнительно от 120 до 300 млн руб. кредитных ресурсов, поддержать (профинансировать) не менее 300 субъектов малого предпринимательства по каждому фонду. Минэкономразвития России относит формирование гарантийных фондов к числу приоритетов на ближайшую перспективу, к концу 2008 г. такие фонды планируется создать в подавляющем большинстве регионов.

 

2 Малому бизнесу нужен доступ к инфраструктуре.

Пятая часть предпринимателей определяют как критически важный недискриминационный доступ к недвижимому имуществу и электросетям.

Для его облегчения Минэкономразвития России разработало поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие для субъектов малого бизнеса при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества оплату приобретаемого имущества в рассрочку на срок до 3 лет и двукратное уменьшение размера задатка.

В Думу внесли законопроект по формированию региональных и муниципальных перечней целевого имущества, предназначенных для предоставления в аренду исключительно субъектам малого предпринимательства.

Для начинающих предпринимателей решающим фактором, влияющим на выживаемость компании, является стоимость арендуемых помещений и комплексная поддержка в первые годы деятельности. Лучшая форма поддержки для таких компаний — услуги бизнес-инкубатора.

В рамках мероприятий по созданию сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов за 2005—2006 гг. начата реализация 83 проектов. До конца текущего года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работу 29 бизнес-инкубаторов общей площадью 73 400 кв. м на 4000 рабочих мест. Планируется создание бизнес-инкубаторов в особых экономических зонах, технопарках.

За 5—7 лет совместно с региональными правительствами необходимо довести эту цифру до 500 объектов.

Потенциал в расширении доступа малых компаний к инфраструктурным объектам заложен в активизации и поддержке сотрудничества крупных и малых предприятий. Размещение крупными предприятиями доли заказов на производство комплектующих изделий и оказание услуг среди российских малых предприятий, включение малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих крупных предприятий способствуют повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.

Мы готовы софинансировать такие проекты в других регионах страны.

Доступ к электросетям становится первостепенным для открытия нового бизнеса.

Плата за присоединение юридических лиц, например, в Москве составляет 45 000 руб. за один киловатт присоединяемой мощности (без НДС). Так, небольшой ресторан требует для подключения 40 кВт, а это 1 800 000 руб. без НДС.

Минэкономразвития России уже внесен в Правительство Российской Федерации ряд предложений по снижению платы за присоединение, в том числе по:

·       внесению изменений в Налоговый кодекс — в части отнесения выручки от присоединений на результаты финансовой деятельности сетевых компаний, не облагаемых налогом на прибыль;

·       расширению публичности механизма присоединений — в части опубликования в средствах массовой информации планируемых и фактических мест присоединении, а также существенных условий по присоединению абонентов;

·       выплате субсидий предпринимателям за счет средств федерального и региональных бюджетов (за счет средств на государственную программу поддержки малого предпринимательства).

 

3 Половина опрошенных предпринимателей (51%) склонны полагать, что развитие малого предприятия в основном зависит от самих предпринимателей, их квалификации и собственных ошибок. В решении данного вопроса деятельность органов власти должна быть сосредоточена на двух основных направлениях:

·       помощь действующим предпринимателям в повышении образовательного уровня;

·       популяризация предпринимательской деятельности, особенно среди школьников и студентов.

Представляется целесообразным использовать возможности Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и инфраструктуру Комиссии для организации специализированной подготовки руководителей малых предприятий ежегодно (до 3000 человек).

Обучение предпринимательству на современном этапе требует создания единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства. В этой связи удачным примером является программа создания и поддержки школьных компаний, реализуемая Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых», президентом которой является академик Евгений Велихов.

Для студентов и аспирантов Минэкономразвития России совместно с Минсельхозом России и Минобрнауки России с 2006 г. реализует программу создания бизнес-инкубаторов при ведущих вузах. 4 бизнес-инкубатора уже готовы к приему малых компаний. До конца текущего года будут открыты еще около 15 объектов.

 

4 Использование венчурного (рискованного) капитала в малом бизнесе.

По инициативе Правительства Российской Федерации уже созданы 5 региональных венчурных фондов с общим объемом средств 2,2 млрд руб. для целей финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Управляющие компании проводят отбор проектов для инвестирования в Республике Татарстан, городе Москве, Красноярском и Пермском краях, Томской области. До конца текущего года не менее 400 млн руб. будет проинвестировано в виде венчурного капитала в малые инновационные компании.

В течение 2007 г. закончится формирование еще 13 венчурных фондов. (В городе Санкт-Петербурге, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Свердловской Тюменской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.

Их капитализация составит 6,4 млрд руб., 50% из которых — частные средства.

 

5 Государственное регулирование малого предпринимательства требует серьезных корректив. В 2006 г. было проверено 3,5 млн проверок, и это без учета налоговых проверок. Это наглядное свидетельство тотального контроля за ведением бизнеса.

А с другой стороны, согласно опросам предпринимателей в среднем они тратят на разного рода незаконные выплаты около 9,6% от среднемесячной выручки фирмы.

Эти данные говорят о необходимости радикального изменения Федерального закона о порядке проведения контроля и надзора:

·       полный отказ от плановых проверок (за исключением особо опасных объектов химической, ядерной и т.п. промышленности);

·       максимальный переход от сертификации (выдачи разрешений, согласований) к декларированию.

Но уже целый год Минэкономразвития России согласовывает законопроект с 22 федеральными органами исполнительной власти.

6 И, конечно, назрела необходимость в новом федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он позволит:

·       закрепить полномочия органов власти разных уровней по развитию малого и среднего предпринимательства;

·       гармонизировать с европейскими критерии сектора малых и средних компаний;

·       обеспечить равный доступ предпринимателей к поддержке;

·       создать механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.

В итоге в среднесрочной перспективе мы рассчитываем достичь следующих основных показателей: доля населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса, составит не менее 50%, а доля в валовом внутреннем продукте — не менее 40%.