Метаморфозы пенсионных денег

Государство должно прекратить рассказывать населению бесконечные сказки про обеспеченную и счастливую старость
| статьи | печать

На недавних парламентских слушаниях депутаты и чиновники обсуждали вопрос о том, как стимулировать добровольные пенсионные накопления граждан. Слуги народа так и не пришли, да и не могли прийти, к единому мнению. Дело в том, что отдельными локальными мерами пенсионную реформу, к сожалению, уже не спасти. Необходимы комплексные, радикальные меры во всех секторах российской пенсионной системы.

 

За КЗ ответим?

Проблемы, ожидающие наших, пока еще сравнительно молодых граждан, выходящих на пенсию через 20 лет, обсуждаются постоянно, и уже понятно, что у российской власти нет решения главной проблемы пенсионной реформы — существенного повышения так называемого коэффициента замещения (КЗ): отношения средней зарплаты к средней пенсии. Такой пессимистический вывод можно сделать и по итогам прошедших недавно парламентских слушаний, на которых депутаты и чиновники обсуждали вопрос о том, как стимулировать пенсионные накопления граждан.

Еще в конце мая министр финансов РФ Алексей Кудрин объявил о том, что в ближайшие 15 лет коэффициент замещения останется на критическом для страны уровне — 25%.

Начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович посетовал на то, что, если ничего не предпринимать, КЗ за этот период может снизиться до уровня 15—17%. А по мнению Михаила Дмитриева, если государство не стимулирует добровольные накопления, пенсии к 2025 г. упадут до 18% от средней зарплаты.

 

Реставрация тришкиного кафтана

Предложение стимулировать граждан страны к добровольным пенсионным накоплениям сделал в апреле в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Президент предложил на 1 тыс. руб. взноса гражданина на персональный накопительный счет в ПФР начислять такую же сумму за счет государства.

Минэкономразвития подготовило концепцию добровольного участия граждан в системе софинансирования. Директор Департамента стратегии и социально-экономических реформ МЭРТ Саид Баткибеков предложил для получения дотации из бюджета отчислять в Пенсионный фонд минимум 3% от текущей зарплаты. По проекту МЭРТ делать подобные вычеты должны все граждане, не заявившие о своем желании отказаться от этой системы вычетов.

Такая мера, как говорится, не от хорошей жизни, ведь значительная часть соотечественников не определилась с выбором модели обязательного пенсионного накопления. Их средства пылятся на счетах государственной управляющей компании, уже длительное время показывающей отрицательную доходность.

По мнению М. Дмитриева, реализация подобной инициативы может привести к тому, что через 20 лет КЗ достигнет все же 40%.

Однако пока в проекте МЭРТ больше вопросов, чем ответов. Не совсем понятно, как система софинансирования скажется на содержимом Фонда национального благосостояния. Кроме того, не понятно, ограничено ли участие государства конкретным сроком и смогут ли граждане забрать свои добровольные накопления раньше наступления страхового случая.

Другой проект, предложенный Минздравсоцразвития, предполагает, что частное лицо должно самостоятельно заключать договор с выбранным негосударственным пенсионным фондом. Именно в этом случае работник может рассчитывать на софинансирование со стороны государства.

Этот проект, пожалуй, еще более несостоятелен, чем инициатива МЭРТ, однако как самому малобюджетному ему нет равных.

Наиболее радикальные меры по спасению «утопающих» были предложены М. Дмитриевым.

Президент Центра стратегических разработок хочет передать в управление Пенсионного фонда значительную долю государственных активов. По его мнению, за счет постепенной приватизации государственной собственности, оцененной экспертом в 18 трлн руб., и (или) выпуска под обеспечение этих активов государственных облигаций можно не только покрыть дефицит фонда, но и более чем в 2 раза увеличить выплаты пенсионерам.

Прекрасное предложение, если согласиться с тем, что чиновник у нас совершенно не подвержен коррупции, а госсобственность управляется более эффективно, чем частная.

 

Комплексное решение

Таким образом, даже самые идеальные варианты дальнейшего реформирования пенсионной системы страны не способны коренным образом изменить тяжелую ситуацию. Дело в том, что пенсия по определению напрямую коррелируется с размером текущей средней зарплаты по стране. А последняя сегодня не превышает 500 долл.

Довольно сложно призывать человека думать о будущем в условиях, когда он сейчас еле сводит концы с концами.

Необходим комплекс радикальных мер, затрагивающий все основные составляющие пенсионной системы, а не только ее накопительную часть. В экстренном режиме нужно предпринять следующие меры:

  • в систему обязательного пенсионного накопления включить самые широкие слои граждан;

  • государство должно активнее вовлекать работодателя в процесс формирования пенсии. А для этого нужно вывести из-под налога пенсионные отчисления;

  • поставить под жесткий контроль со стороны государства и структур гражданского общества деятельность Пенсионного фонда России;

  • средства от приватизации активов госкомпаний передавать для последующего инвестирования, а полученные доходы направлять на текущие выплаты Пенсионного фонда и на повышение базовой ставки;

  • расширить, а может быть, и заново начать рекламную кампанию по разъяснению основных принципов и положений реформы. У большинства граждан возникает глубокое сомнение в правильности происходящей реформы только потому, что они не имеют должного представления о том, как функционирует эта система.

Государство должно прекратить рассказывать населению бесконечные сказки про обеспеченную и счастливую старость для каждого. Без дополнительных усилий со стороны самих граждан оно не сможет обеспечить это даже в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.

 

Прогноз

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении бюджет Пенсионного фонда на 2008—2010 гг. В соответствии с документом доходы фонда на 2008 г. планируется утвердить в размере 2,3 трлн руб., на 2009 г. — 2,7 трлн, на 2010 г. — 3,2 трлн руб.

Расходы соответственно составят 2,1 трлн руб., 2,5 трлн и 2,9 трлн руб.

Кроме того, средний размер трудовой пенсии на конец 2008 г. планируется в сумме 3997,6 руб., на 2009 г. — 4804,5 руб., на 2010 г — 5261,7 руб. Средний размер социальной пенсии к 2008 г. должен составить 2804,5 руб., в 2009 г. — 3540,3 руб., в 2010 г. — 3770,5 руб.

 

К сведению

В соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» начиная с 2002 г. пенсионные взносы работающих граждан имеют накопительную часть, которая передается в управление государственной (ВЭБ) или частным управляющим компаниям. В 2004 г. Государственная Дума приняла поправку, и право на пополнение накопительной части пенсии с 1 января 2005 г. осталось только у граждан не старше 1967 г. рождения.

Если гражданин не сообщил Пенсионному фонду РФ о желании отдать деньги в управление какой-либо частной компании или негосударственному пенсионному фонду, они автоматически передаются ВЭБу. Менять управляющую компанию можно раз в году — с 1 октября по 31 декабря.