1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1085

И летом фискалы скучать не дают

Минфин доработал поправки в Налоговый кодекс, которые призваны изменить правила контроля трансфертного ценообразования для холдингов. Но начал он, как всегда, не с того конца.

Сейчас особо не хочется вдаваться в подробности, кто будет признан взаимозависимым для целей налогообложения или каким образом будет определяться налоговыми органами так называемая рыночная цена. Тем более что «ЭЖ» про это уже писала (№ 17, стр. 9).

Поговорим о том, как у налоговых органов возникла проблема с оптимизацией налогов с помощью трансфертных цен и, используя какие подходы, государство пытается ее решить.

Умалять «заслуги» бизнеса в этом процессе не стоит, свою лепту он внес, злоупотребляя подчас, возможно, даже в крупных размерах. Но вот о каких суммах идет речь, никто не знает. Цифр нет. И не понятно, что от этого теряет бюджет? А в финансово-экономическом обосновании законопроекта сказано: «...принятие закона… не потребует увеличения расходов федерального бюджета», а о доходах ни слова. Тогда для чего он нужен?

С концепцией законопроекта можно ознакомиться на сайте Минфина РФ, за что ему отдельное спасибо. Из нее следует, что огромная проблема с уходом от налогов при использовании трансфертного ценообразования связана в том числе и с фирмами-«однодневками». Почему?

Понять это сложно. Думается, что добросовестный налогоплательщик не будет на свое имя регистрировать фирму-«однодневку», не будет он делать этого и на своего родственника. Зачем ему такая головная боль? Ведь это уже уголовная ответственность. Для чего так рисковать, особенно в нашем государстве? Все и так уже все поняли.

Да и разбираться с фирмами-«однодневками» надо совсем другими способами. И все они под прицелом налоговых служб. Ведь именно налоговики настаивали на том, чтобы регистрацию фирм передали им. Уже несколько лет этот инструмент в их руках, а толку чуть. Получается, что налоговые органы сами породили эту проблему, они же и пытаются теперь ее «убить».

В мировой практике трансфертное ценообразование используется в деятельности не фирм-«однодневок», а холдингов. И у нас тоже.

А налоговики пытаются разобраться со сложными механизмами распределения экономического результата, используемыми бизнесом, когда они этот результат даже не увидят. Ведь консолидированной отчетности у нас до сих пор на законодательном уровне нет. Соответствующий проект лежит сейчас в Госдуме, которая обещает, правда, принять его до конца года. А если не получится?

Конечно, работать с трансфертными ценами, в том числе и налоговикам, было бы куда проще, если бы был закон о холдингах. Проблем было бы меньше. Но о нем уже все забыли, несмотря на то что его принятие предусмотрено Гражданским кодексом РФ.

Вот и получается, «как всегда»: налоги в очередной раз призваны бороться с бизнесом.

Нет ответа и на вопрос: как будут проводиться проверки? У крупных налогоплательщиков свои инспекции, а как проверять обычных налогоплательщиков? Иногда ведь от Налоговой службы сверки не добьешься. Тут не до сложных распределений экономических результатов и тем более их оценки.

Следующим шагом может оказаться введение понятия «консолидированная выездная налоговая проверка» или формирование Управления ФНС по налогоплательщикам-холдингам, если, конечно, соответствующий закон будет принят.

Желая упростить решение стоящих перед ними задач, фискалы усложняют жизнь и себе, и всем остальным.

Основные методы налоговой оптимизации с использованием трансфертных цен

1 Концентрация добавленной стоимости в организации, которая каким-либо образом переводит экономическую выгоду в пользу третьего лица, а затем прекращает свою деятельность, не исполнив своей обязанности по уплате налогов.

2 Концентрация прибыли в организации, уплачивающей налог на прибыль организаций в субъекте Российской Федерации, предоставляющем льготные условия налогообложения. При этом такие льготные условия могут существовать в форме:

· установления пониженной ставки налога на прибыль организаций;

· фактического снижения ставки налога на прибыль организаций в больших размерах, чем это предусмотрено НК РФ, путем предоставления субсидий из бюджета на сумму уплаченного налога сверх оговоренной суммы.

3 Концентрация прибыли в контролируемых организациях, являющихся налогоплательщиками в иностранных государствах со льготными условиями налогообложения.

4 Минимизация прочих адвалорных налогов с организаций, которые взимаются на территории России.