«Свой», да не работник…

| статьи | печать

Фирма А заключила договор с фирмой В на предоставление персонала (менеджеры, бухгалтеры). Может ли фирма А выдать средства под отчет работникам фирмы В, командированным к ней для работы в соответствии с указанным договором? Нужно ли включать это условие в договор?

Н. Нижеховская, Москва

 

Речь идет о так называемом договоре аутсорсинга, который прямо не предусмотрен российским законодательством, но в последнее время получил довольно широкое распространение. Его суть заключается в том, что фирма-исполнитель (в данном случае это фирма В) предоставляет заказчику (фирме А) своих специалистов, которые продолжают сохранять с исполнителем трудовые отношения. При этом фактическим местом работы этих специалистов является организация, с которой у них отсутствует непосредственная юридическая связь, поскольку их не связывают ни трудовые, ни гражданско-правовые договорные отношения.

Выдача средств должна иметь под собой правовые основания. При этом фирма должна быть обеспечена возможностью их возврата.

Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Одним из случаев такой ответственности, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

В данном же случае фирма А не сможет воспользоваться приведенными положениями, поскольку у нее нет трудовых отношений с работниками фирмы В. Заключить специальный договор о полной материальной ответственности на основании ст. 243 ТК РФ можно только со своим работником, и только такому работнику допустимо выдавать материальные ценности по разовым документам в порядке данной статьи. Включение каких-либо условий в договор о предоставлении персонала не позволит применять положения ст. 242, 243 ТК РФ в отношении «чужих» работников. Ведь условия гражданско-правового договора (каким является договор аутсорсинга), заключаемого юридическими лицами, не могут установить трудовые отношения между фирмой-заказчиком и работниками фирмы-исполнителя. В то же время принятие их на работу в установленном порядке заказчиком с сохранением прежних трудовых отношений с исполнителем будет противоречить сути аутсорсинга.

Таким образом, выдача фирмой А средств под отчет работникам фирмы В в рамках договора о предоставлении персонала в любом случае будет лишена правовых оснований.

(Подробно об аутсорсинге и сопутствующих ему проблемах см. статью «Свой среди чужих» — «БП» № 15, 2007 г., стр. Б17).