Хромой Закон для незрячих

ФЗ о малом и среднем предпринимательстве, по сути, об инфраструктуре их поддержки
| статьи | печать

В России хорошо проработанных законов, известно, не принимают. Того ли и всего ли, что хотели предприниматели, они дождались от Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ)? Видимо, он настолько «хорош», что, по мнению автора этой публикации, в основу малого предпринимательства надо закладывать (ни много ни мало!) Конституцию.

 

Плюсы и минусы

Закон № 209-ФЗ более-менее ясно определил деление предприятий на группы в соответствии с числом работающих. Другой критерий — оборот — применяется впервые, но так как исполнительная власть имеет право по своему усмотрению менять планку выручки и стоимости активов, очевидно, что он введен как инструмент своего влияния.

Пожалуй, нет такого малого предпринимателя, который не мечтал бы стать крупным. Однако в современных условиях, к сожалению, некоторые большие предприятия с удовольствием «прикидываются» малыми…

«ОПОРА» давно, упорно и последовательно борется с малым лжепредпринимательством. Однако Закон № 209-ФЗ не пресекает возможность открыть предприятие, состоящее из одного человека, и прогонять через него колоссальные суммы, используя предоставленные этим документом преференции малому бизнесу. Хотя новый Закон должен защищать интересы только реально работающих малых предприятий.

И все же к достоинствам Закона № 209-ФЗ можно также отнести устранение существующего неравенства хозяйствующих субъектов, когда основные критерии численности работников и годовой выручки относятся только к юридическим лицам, а индивидуальные предприниматели и фермеры оказываются «малыми и средними» независимо от числа наемных работников и оборота.

По прежним правилам предприятие не может быть признано малым в момент государственной регистрации, оно может стать им только по результатам первого года деятельности. Этот просчет Закон № 209-ФЗ пытался исправить, но так и не смог.

Документ не делает революционных новаций ни в отношении бюрократии к малому бизнесу, ни в государственных предпочтениях, однако позволяет надеяться, что теперь развитие малого предпринимательства будет планово-эволюционным процессом.

Он предоставляет властям возможность установить в каждом федеральном органе конкретных ответственных за исполнение норм, относящихся к малому бизнесу, и соответственно спросить с них по полной программе. Конечно, если на то будет желание. Иными словами, новый Закон дает в руки исполнительных органов власти инструмент для работы. А вот захотят ли чиновники им пользоваться, пока не ясно.

 

Весомые довески

Параллельно с проектом Закона № 209-ФЗ в Госдуму поступили законопроекты, дающие ему жизнь, и инструменты для активной и эффективной деятельности. Один из них касается государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он предусматривает внесение в
ЕГРЮЛ сведений об отнесении предприятия к категории малых, средних или микропредприятий.

Другой документ предусматривает ведение региональными и местными органами власти Реестра малых и средних предприятий.

Официальная квалификация деловой активности существенно упрощает бюрократические процедуры. Одного факта нахождения предприятия в ЕГРЮЛ или Реестре было бы достаточно, чтобы получить «упрощения», преимущества и льготы. Однако Закон № 209-ФЗ принят и вступает в силу, а важные для малого бизнеса законопроекты еще даже не прошли первое чтение. И на малое предприятие по-прежнему возлагается обязанность каждый раз по любому поводу заново доказывать всем контрольно-надзорным органам свою «малость».

И самое вопиющее — не удалось обнаружить в тексте нового Закона многократно обещанной его авторами «дедушкиной оговорки», нормы о нераспространении на малые предприятия в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению совокупной налоговой нагрузки, которая была в предыдущем законе.

 

Медвежья поддержка

Закон № 209-ФЗ последовательно сужает поле своего действия. Развитие малого и среднего предпринимательства сводится к реализации государственной политики по развитию, политика по развитию — к оказанию поддержки. В результате уже никого не удивляет, что поддержка понимается только как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления «в целях развития» и функционирования инфраструктуры. Документ, по сути, формирует правовое поле не для деятельности малых предприятий, а для властной «инфраструктуры» их поддержки.

И таким образом выбивает почву из-под ног у важнейшего социально-экономического явления — взаимопомощи малого бизнеса, поскольку в рамки «инфраструктуры» категорически не впишется деятельность:

·       организаций саморегулирования;

·       ассоциаций и союзов, оказывающих своим членам организационную, научно-исследовательскую и методическую, консультационно-юридическую помощь, решающих задачи подбора и подготовки кадров;

·       организаций взаимного кредитования, страхования и т.п.;

·       общественных организаций типа «ОПОРЫ»;

·       любых иных форм самоорганизации и кооперации субъектов малого предпринимательства.

 

Себе любимому

Сейчас в регионах практикуется Реестр субъектов малого предпринимательства — «получателей поддержки». Но для того чтобы в него попасть и получать поддержку, недостаточно просто быть малым предприятием, нужно еще соответствовать критериям, предусмотренным программами поддержки.

Учитывая, что субъекты РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства самостоятельно, это теоретически может позволить перекачивать бюджетные средства «своему любимому» предприятию. Для этого надо лишь грамотно сформулировать критерии, которым во всем муниципальном районе будет соответствовать единственная организация, принадлежащая, допустим, главе местной администрации.

Вновь появилась в тексте Закона № 209-ФЗ ранее выпадавшая из законопроекта специальная, подробно расписанная норма о компенсации расходов на консультационные услуги — самый удобный способ разбазаривания средств! Если анализировать законопроект системно, невольно возникают опасения по поводу коррупциогенности ряда его норм.

 

Сами с усами

По Закону № 209-ФЗ общественные объединения предпринимателей получают право участвовать в деятельности «координационных или совещательных органов по развитию малого и среднего предпринимательства». Но это положение представляется мертворожденным по следующим причинам:

·       ни у кого нет обязанности создавать такие органы, есть только право предложить создать их и обязанность органа власти «рассмотреть вопрос» (п. 1 ст. 13);

·       эти органы формируют соответствующие государственные и муниципальные органы по собственному усмотрению (нормативов нет). Естественно, так, чтобы было удобнее «осваивать» бюджетные средства, выделенные на поддержку предпринимательства;

·       такие органы не имеют никаких полномочий, закрепленных Законом. Да, в нем есть упоминание, что органы будут «наделены отдельными полномочиями», но кто и как будет их наделять и какими именно полномочиями, неизвестно. Особенно красноречиво все это подчеркивается единственным исключением — участия координационных органов в распределении имущества.

Между тем малый бизнес нуждается не столько в льготах, сколько в нормальных условиях деятельности:

1. В выравнивании конкурентных условий, редукции тех преимуществ, которые крупный бизнес имеет потому, что он крупный, а не потому, что лучше работает.

2. В радикальном упрощении всего, что относится к институциональным основам ведения предпринимательской деятельности.

Возьмем налоговый учет и отчетность. Если на предприятии работает тысяча человек и пятеро из них — бухгалтеры, это полпроцента. 995 человек «кормят» пятерых, объективно работающих не на предприятие, а на налоговую инспекцию.

А если малое предприятие — это муж с женой, допустим, продавцы в маленьком магазинчике, то бухгалтер у них — треть занятого персонала. А при нынешнем подходе государства к этой проблеме он у них занят весь рабочий день. Сегодня ни одно малое производственное предприятие не имеет права и не может функционировать без бухгалтера, по совместительству работника, умеющего страховать его от бессмысленных налоговых наездов. Поэтому ставить задачу увеличения числа организаций без радикального упрощения системы отчетности сегодня уже некомпетентно.

3. В понимании хрупкости и неустойчивости малого бизнеса. Крупная нефтяная компания, будучи поставлена перед необходимостью выплатить несколько миллиардов рублей налоговых санкций, еще задумывается, как жить дальше. Малому предприятию же достаточно насчитать сегодня и завтра «лишних» 10 тыс. руб., и его не станет. Кого порадует, что послезавтра проверяющий орган в суде охотно признает свою ошибку? Как это частенько случается…

«ОПОРА» настаивает, что законодательной основой предпринимательства должна стать Конституция малого бизнеса. Этот нормативный акт даст систему принципов, в рамках которых должно впредь развиваться законодательство РФ, ее субъектов и нормотворчество органов местного самоуправления. Он определит систему основных положений, которые дадут судам право и возможность не применять какой-либо закон или постановление, отменить или признать недействующим чей-либо приказ или распоряжение только на том основании, что они противоречат Конституции малого бизнеса.