1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1888

Не обязательно, но желательно

Периодически возникающие корпоративные конфликты оказывают негативное влияние на репутацию компании в глазах инвесторов и общественности. Инструментом их урегулирования может служить Кодекс корпоративной этики, хотя он и носит рекомендательный характер.

 

Кодекс корпоративной этики представляет собой свод правил и норм поведения, которые задает организация. С его помощью определяются стандарты отношений и совместной деятельности.

Основной целью эффективного корпоративного управления является повышение доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов и повышение капитализации. Кодекс внедряется в компанию как раз для достижения этих целей. Он помогает руководить человеческими ресурсами, регулировать отношения между сотрудниками, чтобы их интересы совпадали с интересами компании. Наиважнейшая задача Кодекса — установить приоритеты в отношении различных групп и пути согласования их мнений.

В России распространена практика внедрения корпоративных кодексов, и часто при приеме на работу человек подписывает некий документ, обязывающий его следовать внутренним законам. На этом фоне РСПП принял Хартию корпоративной и деловой этики, основу которой составили восемь этических императивов. Для  их обеспечения была учреждена Комиссия по корпоративной этике.

Таким образом, конфликтующим сторонам предлагается разрешить все противоречия  внесудебным способом. В качестве нормативной базы помимо Хартии деловой и корпоративной этики используются декларация принципов деятельности и устав РСПП, а также Кодекс корпоративного управления, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Но за невыполнение принципов Хартии корпоративной и деловой этики ответчик не несет гражданской ответственности, так как решения, вынесенные на внесудебном разбирательстве, не имеют юридической силы. И мотивы, которые могут побудить сотрудника и корпорацию следовать своду правил, — это сохранение репутации на отечественном и мировом рынках.

В то время как у нас существуют восемь рекомендательных принципов, принятых РСПП, и Кодекс корпоративного поведения, не имеющий обязательной силы, в США действует закон Сарбейнса-Оксли, самый обширный законодательный акт о ценных бумагах.

Его значительная часть посвящена корпоративной ответственности, и есть отдельное положение, согласно которому все американские компании и компании, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC), обязаны сообщать, принят ли кодекс этических норм для финансовых руководителей корпорации, а если нет, то по каким причинам. Кроме того, некоторые биржи ценных бумаг, если компания зарегистрирована на них, требуют не только принятия, но и раскрытия положений кодекса деловой этики.

 

ЭТИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ХАРТИИ КОРПОРАТИВНОЙ И ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ, ПРИНЯТОЙ РСПП

 

·        Вести предпринимательскую деятельность, основываясь на принципах добропорядочности и справедливости.

·        Способствовать укреплению основ института собственности, не предпринимать действий, направленных на подрыв его принципов.

·        Руководствоваться реальным смыслом законов, не использовать формальные процедуры для достижения целей, не совместимых с нормами корпоративной этики.

·        Отказываться от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе.

·        Не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов.

·        С уважением относиться к своим конкурентам, не прибегать к незаконной борьбе, использовать нормы, соответствующие корпоративной этике.

·        Поддерживать собственную деловую репутацию и репутацию российского бизнеса в целом, не распространять напрямую или через третьих лиц заведомо ложную и непроверенную информацию.

·        В ситуации конфликта интересов добиваться разрешения споров путем переговоров, использовать механизмы внесудебного разрешения споров.