Верить ли акту судебного пристава?

| статьи | печать

Минфин РФ по-прежнему считает, что акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной для целей налогообложения.

Об этом финансовое ведомство сообщало в Письме от 18.08.2006 № 03-03-04/2/195. Повторило оно свое мнение и в Письме от 05.09.2007 № 03-03-06/1/644.

Минфин РФ сообщил, что подпунктами 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ) установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю.

В частности, если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества или доходов оказались безрезультатными.

Минфин РФ это положение Закона понимает следующим образом: при окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель констатирует причины, по которым невозможно взыскать долг, а не делает выводов о реальности или нереальности взыскания.

А поскольку проверка наличия или отсутствия должника или его имущества производится судебным приставом-исполнителем на день проведения исполнительных действий, то есть вероятность, что на следующий день после проверки должник с имуществом объявится, и организация должна будет по второму разу подавать документы на взыскание.

Разумеется, что арбитражным судам такой подход видится неверным.

Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 18.04.2006 № КА-А40/2978-06 решил, что для признания задолженности безнадежной необходимы: акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание и постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю и окончании исполнительного производства на основании ст. 26, 27 Федерального закона № 119-ФЗ.