1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1317

Зерно проблемы

До 400 долл. за 1 т могут подняться мировые цены на пшеницу в нынешнем сельскохозяйственном году

Резкий подъем закупочных цен на мировом рынке пшеницы выше 300 долл. за 1 т спровоцировал высокие ставки внутри страны. Российский зерновой союз констатирует: Россия влилась в мировой рынок и теперь будет жить по его законам со всеми его плюсами и минусами.

 

На фоне урожая зерновых свыше 80 млн т разгорелся конфликт интересов государства, забота которого любой ценой сдержать цены на зерно, посредников-трейдеров, задача которых хорошо на зерне заработать, и сельхозпроизводителей, которые просто хотят выжить.

В последние годы российские хлеборобы собирают стабильные урожаи. Однако до сих пор диапазон колебания цен формировал уровень рентабельности производства зерновых, поддерживающий лишь простое воспроизводство, и никак не стимулировал увеличение валовых сборов. Цены на зерно существенно отставали от общей инфляции и цен на материально-технические ресурсы, ГСМ, удобрения и сельхозтехнику.

 

Мировые соблазны

В 2007 г. трейдеры под флагом интересов сельхозпроизводителей подняли в России цены на зерно на уровень мировых, которые постоянно и соблазнительно растут.

На глобальном рынке к началу сентября пшеница рекордно дорожала на фоне снижения ее запасов до самого низкого уровня за последние 26 лет — 111 млн т (в 2006 г. — 117 млн т).

Ценовой бум связан с ростом покупательной способности населения и спроса на продукты питания в развивающихся странах. Огромных объемов зерна требует и бурно развивающаяся индустрия биотоплива. Высокие цены на нефть определяют дорогой фрахт. Кроме того, в ряде регионов мира случился неурожай. А убежденность в долгосрочности тенденции роста цен привела к появлению на биржевых рынках зерна фондов, вкладывающих средства в спекулятивные операции с зерном, что поднимает цены на еще более высокие уровни.

 

Не лыком шиты

Излишки зерна на внутреннем рынке грозят обвалом цен, а опустошение рынка чрезмерным экспортом цены взвинчивает. Сохранить баланс — тонкое искусство.

Россия с 2002 г. прочно вошла в число ведущих мировых экспортеров пшеницы и ячменя. По данным ФТС, в 2006—2007 сельхозгоду объем зернового экспорта составил около 11 млн т (10,5 млн т пшеницы). И это при том, что значительная доля урожая все еще остается в «теневом» обороте.

Задача посредников — скупить зерно подешевле и продать подороже. Дома сделать это проще, потому что инициатива за рубежом ограничена условиями внешнеэкономической деятельности и серьезными рисками. Руководители крупных крестьянско-фермерских хозяйств объявили, что не будут продавать зерно дешевле, чем по 5 тыс. руб. за 1 т. В результате цена реализации сельхозпроизводителями твердой пшеницы 3-го класса в сентябре поднялась до 5470 руб. за 1 т, а цена приобретения зерна на оптовом рынке — до 6300 руб. за 1 т.

Однако зернотрейдеры дифференцируют цену на зерно в в пользу крупных закупок. Поэтому сегодня сами фермеры и сельхозассоциации начинают формировать большие товарные партии с целью повышения цены продаж.

По расчетам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в сезоне 2007—2008 сельхозгода из-за роста цен как внутри России, так и в мире емкость российского рынка зерновых культур может возрасти до 10,9 млрд долл. (2006—2007 гг. — 8,1 млрд; 2005—2006 гг. — 5,8 млрд), а экспорт — до 2,5—2,8 млрд долл. (2006—2007 гг. — 2,2 млрд; 2005—2006 гг. — 5,8 млрд). Вокруг этих денег и разгорелся сыр-бор.

 

Железная рука государства

Несмотря на либеральный характер зернового рынка, государство последние годы три раза проводило закупочные интервенции для поддержания доходов сельхозпроизводителей на приемлемом уровне и один раз товарные интервенции для предотвращения резкого роста цен на зерно.

В настоящее время в интервенционном фонде находится 1486 тыс. т зерна, в том числе пшеницы 3-го класса — 1273 тыс. т, пшеницы 4-го класса — 172 тыс. и продовольственной ржи — 41,3 тыс. т.

Специальная рабочая группа при Минсельхозе уточняет размеры интервенций и возможности ограничения экспорта. Возможно, в результате госмер цены на зерно взлетят до 8 тыс. руб. за 1 т. Поэтому экспортеры, ожидая резких изменений, не спешат заключать форвардные сделки даже на ноябрь — декабрь.

Регулирование рынка идет также таможенными инструментами и транспортными ставками. Так, с июля 2007 г. действует понижающий коэффициент 0,5 на перевозки зерна и муки из Уральского и Сибирского регионов в европейскую часть страны на расстояние свыше 1100 км.

Правительство РФ готовит введение экспортной пошлины на зерно в размере от 10 до 30% (на ячмень) от контрактной стоимости и не менее 70 евро за 1 т, а также проведение зерновых интервенций в том случае, если цена на зерно превысит пределы. Однако эти меры запаздывают: хлеб уже подорожал.

Для мелких и средних участников ВЭД введение такой пошлины — это практически запретительная мера. Если она будет введена, цены на мировом рынке взлетят, а экспорт зерна из России на некоторое время практически остановится.

 

Движение сопротивления

По мнению аналитиков ИКАР, в условиях нынешнего роста предложения зерна на рынке и наблюдаемой самостоятельной коррекции внутренних цен вниз экстренные государственные меры нецелесообразны.

Малоконтролируемый государством крупномасштабный зерновой экспорт приобрел настолько широкие масштабы, что отдельные разрозненные и несвоевременные попытки регулировать зерновой рынок не дадут ощутимого эффекта для развития зернового хозяйства страны.

Учитывая возможные опасности и неприятности государственного регулирования, участники XIII Международной ежегодной конференции РЗС в своем обращении заявили, что введение мер по снижению цен на зерновом рынке до окончательного подведения итогов урожая неизбежно поставит сельхозтоваропроизводителей в период сева озимых в сложное экономическое положение. Зерновики предложили:

1. Товарные интервенции проводить не ранее января 2008 г. и увязать их с экспортными ограничениями.

2. Размер и шкала ступенчатых пошлин должны выполнять задачу стабилизации внутренних цен согласованно с конъюнктурой мирового рынка.

3. Меры государства должны быть предсказуемы, прозрачны и не навредить производству зерна в России.

В результате интервенций и ограничения экспорта пшеница действительно может подешеветь на 10—20%, даже при условии что трейдеры сохранят часть урожая в элеваторах. Однако противники государственного вмешательства утверждают, что внешнее воздействие на рынок отразится на прибыли зернопроизводителей, которые не смогут продать товар по достойной цене и в следующем сезоне сократят невыгодный бизнес. Действительно, неуклюжие, квазирыночные действия чиновников могут навредить посредникам, а в итоге оставить крестьянина при своих интересах.