Последняя осень

Часть «страховых» законопроектов останется в наследство следующему составу Госдумы
| статьи | печать

По сравнению с серьезными переменами в области страхового регулирования в последние три года, касавшимися действий ФССН по очищению рынка от «схемного страхования», повышения требований к уставному капиталу,  разграничения компаний по видам деятельности, новых правил лицензирования и т.п., новости, ожидающие рынок в ближайшие месяцы, можно назвать рутинными.

 

 

Наступившая осень станет последней рабочей порой для текущего состава Госдумы.
В сфере страхования никаких потрясений депутаты устраивать не собираются, а займутся, скорее, подготовительной законодательной работой.

 

По сравнению с серьезными переменами в области страхового регулирования в последние три года, касавшимися действий ФССН по очищению рынка от «схемного страхования», повышения требований к уставному капиталу,  разграничения компаний по видам деятельности, новых правил лицензирования и т.п., новости, ожидающие рынок в ближайшие месяцы, можно назвать рутинными.

Из «громких» законов по-прежнему в процессе принятия закон об обязательном страховании ОПО, но ВСС так долго не удается провести его через Госдуму, что, несмотря на недавнее (и повторное) заявление главы Ростехнадзора Константина Пуликовского о поддержке его ведомством законопроекта, эксперты сомневаются, что он будет принят нынешним депутатским корпусом. Противники законопроекта об ОПО не устают напоминать, что почти во всем мире этот вид страхования является добровольным (исключая Казахстан, Украину и Чехию), а не обязательным.

Согласно плану первоочередных мероприятий по совершенствованию страхового законодательства, подготовленных Минфином, на повестке дня стоят поправки в ФЗ «Об организации страхового дела», которые вводят термины, принятые в обычаях делового оборота, поправки в Закон об ОСАГО в части совершенствования про-цедуры выплат (работа над улучшением законодательства об ОСАГО, вызывающего наибольшее количество жалоб со стороны страхователей в ФССН, стала непрерывной), об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также положения, связанные с оказанием помощи пострадавшим при ДТП, субсидий в агростраховании (нынешнее положение вещей в сельском хозяйстве сами страховщики называют не страхованием, а системой распределения госсредств), а также порядка осуществления страхования экспортных кредитов. По словам руководителя департамента по финансовой политике Минфина Веры Балакиревой, эти проекты рассчитаны на ближайшие три года.

В начале сентября Комитет ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам утвердил заключение на проект федерального закона № 448527-4 «О внесении изменения в статью 966 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (по вопросу срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования). Срок предъявления претензий клиента к страховой компании будет продлен на год, в результате чего исчезнет нынешний законодательный парадокс, когда страховая компания могла предъявлять претензии виновнику аварии в течение трех лет, а страхователь мог требовать возмещения ущерба лишь в течение двух. Комитет будет продолжать работу над проектами:

  •  № 458646-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», внесенный Правительством Российской Федерации.

  •  № 450985-4 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В то же время Минфин направил отрицательное заключение на поправки в Закон об ОСАГО, разрешающие российским страховщикам выпускать «зеленые карты», действующие за пределами России (сейчас страховщики в РФ продают «зеленые карты» иностранных страховых компаний). Минфин посчитал, что слово «обязательный» из описания вида страхования, которым займутся страховщики при выпуске «зеленых карт», следует исключить.

Переработку проекта и согласование его с министерством продолжат представители ВСС, в первую очередь его глава Александр Коваль, который надеется, что аргументы, приводимые Минфином, не послужат поводом для полного отклонения законопроекта. Но вероятность того, что российские страховщики смогут выпускать собственные «зеленые карты» уже с нового года, как надеялись в ВСС, практически исчезла. Со своей стороны, Минтрансом разрабатывается проект закона, касающийся повышения уровня страховых выплат пострадавшим пассажирам. Недавняя катастрофа поезда Санкт-Петербург — Москва напомнила Правительству о необходимости унифицировать «цену жизни» для пассажиров всех видов транспорта, о чем представители Минфина и Минтранса говорили давно.

С 1992 г. пассажиры ж/д транспорта страхуются от несчастного случая на сумму  12 тыс. руб. (страховой платеж при этом составляет 2 руб. 30 коп., и по сложившейся практике страхованием ж/д пассажиров занимается компания «ЖАСО»). При этом страховые выплаты жертвам авиакатастроф согласно новому законодательству скоро станут доходить до 2 млн руб. (сейчас 100 тыс. руб.). Увеличение выплат пострадавшим пассажирам всех видов транспорта до одного уровня потребует создания единой системы обязательного страхования транспортной ответственности перевозчиков, похожей принципом действия на ОСАГО. Вероятнее