Галопом к ценам Европы

| статьи | печать

Последние годы тарифы на товары и услуги естественных монополий росли значительно быстрее индекса потребительских цен, причем в 2008—2010 годах эта тенденция будет усиливаться. Остановить натиск инфляции может выработка единой государственной ценовой политики, контуры которой должны определить законодатели.

 

Темпы роста тарифов на продукцию госкорпораций опережали увеличение потребительских цен по некоторым видам продукции в 2,5 раза, а по услугам ЖКХ — даже в 3 раза (см. табл. 1).

Причем происходило все это на фоне беспрецедентно высоких цен на углеводороды на мировом рынке и огромных валютных госрезервов, которые росли еще быстрее, чем цены на товары естественных монополий.

Но в целом тенденция носила затухающий характер. До середины прошлого года в официальных прогнозах государственных ведомств, например в Стратегии развития энергетики, предполагалось постепенное снижение темпов роста цен на продукцию госгигантов до уровня инфляции.

Однако во второй половине 2006 г. Правительство заложило в основу цен на продукцию госкорпораций, ориентированных на продажу углеводородного сырья зарубежным партнерам, идею достижения равной доходности поставок на экспорт и внутренний рынок.

Цели декларировались, как всегда, самые благие — стимулирование перевода отечественных компаний на инновационный путь развития, предполагающий внедрение энергосберегающих технологий. В качестве основы цены внутреннего рынка в ближайшем будущем предполагается использовать следующую формулу: уровень цен международного рынка за минусом затрат на транспортировку и экспортной пошлины.

Вслед за монополиями, поставляющими свои товары на экспорт, ценовую планку вновь начали поднимать все остальные госкорпорации. В общем, галопом к ценам Европы. Результатом их совместных усилий стали прогнозные параметры цен на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ на ближайшие 3 года (см. табл. 2).

Принятые в прошлом году Правительством решения привели к возникновению острого противоречия между естественными монополями, с одной стороны, и предприятиями других отраслей экономики и населением — с другой. Разрешить его можно в процессе выработки единой государственной ценовой политики, основные положения которой нужно сформулировать и утвердить на уровне Федерального Собрания.

На сегодняшний день законодательство, регулирующее ценообразование, носит фрагментарный характер, правовые нормы разбросаны в многочисленных законах.

Порядок регулирования тарифов на товары и услуги естественных монополий определяется в Федеральном законе «О естественных монополиях» и некоторых отраслевых законах («О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «О газоснабжении в РФ», «О железнодорожном транспорте в РФ» и др.).

Ряд законов предусматривает государственное регулирование цен в других отраслях («О лекарственных средствах», «О зерне», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и т. д.).

Но, что самое печальное, в части регулирования цен они не являются законами прямого действия, а носят рамочный характер. Огромное количество нормативно-правовых актов в области ценового регулирования, утверждаемых самыми различными инстанциями, приводит к длительным проволочкам и делает процесс определения цен весьма туманным.

Давно назрела необходимость разработки и принятия базового федерального закона о ценообразовании, возможность которого предусмотрена в ст. 71 Конституции России. В его выработке могли бы принять участие самые широкие слои общественности, в том числе эксперты бизнес-структур, представители независимых гражданских организаций.

Ведь утверждение правительственных экспертов о том, что цены на товары и услуги естественных монополий для населения будут повышаться медленнее, чем для предприятий, не выдерживает критики. Новые тарифы отечественные компании все равно включат в цены конечной продукции, и за прибыль госкорпораций заплатят граждане.

Законодательство, регулирующее цены госмонополий, должно иметь прямое действие, чтобы исключить возможность злоупотреблений со стороны чиновников. Утверждают же депутаты поправки в КоАП, регламентирующие размер штрафов за нарушение Правил дорожного движения. А в случае с тарифами госкорпораций речь идет о суммах, по сравнению с которыми штрафы автомобилистов выглядят просто мелочью, не говоря уже о числе людей, чьи интересы в данном случае не только затрагиваются, но и откровенно ущемляются.

Идея равнодоходности поставок продукции госмонополий за рубеж и на внутренний рынок не имеет четкого экономического обоснования. Затраты госкорпораций формируются на основе внутренних цен, которые значительно ниже международных. Уж если вести речь о равнодоходности, то на предельный уровень цен надо выходить через мировые цены, скорректированные на паритет покупательной способности, и уже из них вычитать транспортные издержки. Но даже такой подход вызывает закономерный вопрос: а почему в добывающей стране цены должны быть на уровне международного рынка?

Действующий в госмонополиях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования к снижению собственных издержек, повышению эффективности их производственной деятельности. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что в российском законодательстве не определено понятие «экономически обоснованные затраты».

Отраслевые методики определения затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг), недостаточно обоснованны, кроме того, практически недоступны для анализа независимыми экспертами. Все это позволяет госгигантам включать в себестоимость расходы на содержание непрофильных активов, что существенно повышает цены на производимые ими товары.

Чтобы стимулировать снижение собственных издержек, необходимо обязать госгигантов публиковать финансовую, экономическую и корпоративную информацию о своей деятельности в едином формате, предполагающем большую открытость, чем в публичных частных компаниях.

Начинать движение к Европе лучше с внедрения цивилизованных стандартов корпоративного управления, а не с задирания цен на свою продукцию до уровня международного рынка.

Главной же идеей единой государственной ценовой политики вполне может стать привязка цен и тарифов на продукцию и услуги госмонополий к уровню инфляции в стране.