1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

О лицах и зеркалах

Мировой кризис ликвидности, помимо всего прочего, породил довольно интересное явление — неприятие различными властными и финансовыми структурами оценок ведущих мировых рейтинговых агентств. Причем, как ни странно, это явление характерно исключительно для банковского пространства СНГ.

Заговор «врагов»

В начале октября международное рейтинговое агентство Standard&Poor's понизило суверенные рейтинги Казахстана и кредитные рейтинги ведущих банков страны, акции которых торгуются на зарубежных площадках. Кредитные рейтинги ведущих казахстанских банков в это же время были понижены и агентством Fitch. Подобные решения вызвали бурю гнева у руководителя страны Нурсултана Назарбаева, заявившего, в частности, о том, что данные оценки крайне спекулятивны. «Это — игра специальных структур, направленная на понижение стоимости акций казахстанских компаний с целью их последующего выкупа», — уверен Н. Назарбаев. Более того, президент соседней страны пожурил финансистов не за безмерно раздутые проблемные активы, а за то, что «наши банкиры, наши специалисты не удосужились поработать с экспертами и показать обратное, что нет никакого ухудшения состояния дел». Как нужно было банкирам «поработать с экспертами», остается только догадываться...

Но и в России в последнее время также наметилась тенденция непризнания оценок рейтинговых агентств (РА), правда, пока только на уровне частных финансовых структур. В этой связи часто вспоминаются Росгосстрах, который отказался от рейтинга компании Moody's, банк «Русский Стандарт», подавший в суд на российское рейтинговое агентство за то, что оно якобы опорочило его деловую репутацию, банки «Авангард» и «Оргрэсбанк», разорвавшие контракты с международными рейтинговыми агентствами.

Мотивы подобных действий вполне ясны: финансовые компании, получившие нелестную оценку экспертов, теряют прибыль, от них отворачиваются потенциальные и действующие клиенты. В условиях финансового кризиса всевозможные теории заговора, извлеченные из старых советских сундуков, и поиски внешних врагов становятся довольно популярными. И не только, между прочим, в сфере финансов. В краткосрочной перспективе эти меры, возможно, и принесут определенную пользу. В конце концов, вполне вероятно, что бизнес «отказников» в данное время не нуждается в аналитической поддержке извне. Доводы в пользу того, что отказ от услуг РА можно рассматривать как минимизацию затрат, вряд ли являются состоятельными, поскольку средняя стоимость годового рейтингового обслуживания зарубежного агентства для финансовой структуры намного ниже зарплаты менеджера среднего звена.

Дело врачей

Однако вряд ли можно говорить о какой-либо устойчивой и тем более долгосрочной тенденции непризнания оценок деятельности рейтинговых агентств. Дело в том, что рейтинговые оценки нужны больше самой компании, ее руководству и акционерам, нежели партнерам и конкурентам. Ведь сторонний анализ компании сродни диагнозу, который ставит больному доктор. Оценка нужна для того, чтобы выявить слабые стороны исследуемого объекта и предупредить возможность худшего развития событий. И отказ от врача-консультанта совсем не означает, что больной самостоятельно встал на путь выздоровления. Не соглашаясь с диагнозом, он всегда имеет возможность воспользоваться услугами другого врача. Более того, в мире финансов отсутствует такое понятие, как «врачебная тайна», и «заинтересованные структуры» могут получить объективную информацию о финансово-хозяйственной деятельности объекта из других источников — у тех же биржевых аналитиков. И не факт, что их оценка будет более высокой.

Можно лишь говорить о том, что в России да и на остальном пространстве бывшего СССР еще не сложилась традиция долгосрочных взаимоотношений финансовых структур и независимых оценочных компаний. Но это, как говорится, дело наживное…

Кстати, более всего в последнее время от «переоценки ценностей» пострадали и, надо полагать, еще пострадают кредитные организации страны, где и расквартированы ведущие мировые агентства. Между тем вряд ли какая-либо крупная финансовая структура в США будет прерывать контракт с РА, тем более обвинять его в преднамеренной необъективной оценке. А про международный сговор подобных структур побрезгуют писать даже тамошние таблоиды. Хотя не следует забывать, что эксперты тоже люди, которые, как известно, могут иногда ошибаться.

Лицензия на доброе имя

Тем не менее проблема рейтингования и псевдорейтингов в России не только существует, но и обостряется с каждым днем. Как ранее сообщал президент Национальной лиги управляющих (НЛУ) Андрей Подойницын, на сегодняшний день рейтингованием занимаются «все кому не лень, за исключением, пожалуй, ДЭЗов и Общества охраны животных». А. Подойницын насчитал более 20 российских финансовых компаний, которые были объявлены по итогам 2006 г. «лучшими из лучших».

Президент НЛУ считает, что если процесс «дикого рейтингования нельзя остановить, то его нужно по меньшей мере возглавить».

В этой связи крайне интересной представляется инициатива ряда российских чиновников от финансов о регламентации деятельности рейтинговых компаний. Они планируют лицензировать рейтинговую деятельность, определив критерии, по которым та или иная компания может называть себя рейтинговым агентством. Несомненно, подобный закон нужен даже не столько для представительств международных агентств, сколько для наших доморощенных компаний. Однако существует угроза, что данный закон (в силу известной российской традиции) позволит чиновникам довольно активно влиять на работу агентства, а также на качество и объективность его оценок. С другой стороны, закон вряд ли ограничит число «проплаченных» рейтингов нечистоплотных компаний. А такое сегодня, к сожалению, в России встречается сплошь и рядом.

Между тем не стоит забывать, что самым главным активом агентства, помимо качества работы штатных экспертов, являются высокая деловая репутация и доброе имя, которые приобретаются на протяжении десятилетий. И данные категории, к счастью, не подлежат никакому внешнему лицензированию.

А любителям «критиковать и прогонять» международные агентства хочется посоветовать чаще вспоминать известную русскую пословицу. Да, да, именно ту — про зеркало...