Эквайринг от «Сберпочты»

| статьи | печать

«Почта России» в будущем может стать крупнейшим игроком на российском финансовом рынке. Однако говорить о появлении современной конкурентной финансовой структуры на базе почтовых отделений в самое ближайшее время пока не приходится.

 

Не стоит сомневаться в том, что с приходом бывшего главы Сбербанка Андрея Казьмина на пост руководителя ФГУП «Почта России» данная структура станет довольно активным игроком на рынке финансовых услуг, особенно в тех регионах, до которых у банков «руки не доходят».

Так, на сегодняшний день доля доходов от финансовых услуг в общих доходах почтовиков составляет около 48%, при этом половина приходится на выплату пенсий и пособий. Однако в последнее время активно развиваются выдача и погашение потребительских кредитов, инкассация, открытие депозитов и обслуживание пластиковых карт.

Об этом заявила недавно руководитель департамента финансовых услуг ФГУП «Почта России» Екатерина Белоусова. По ее словам, на сегодняшний день почтовая служба имеет агентские договоры на оказание финансовых услуг с 30 российскими банками. И хотя проект по выдаче кредитов в почтовых отделениях стартовал в феврале 2006 г., выдано кредитов на сумму 5,4 млрд руб. А вот объем погашенных кредитов через отделения «Почты России» к концу 2007 г. составит порядка 8 млрд долл.

«Почта России» является игроком и на рынке обслуживания пластиковых карт. В настоящее время почтовые отделения имеют 12 тыс. POS-терминалов, предназначенных для снятия денег. До конца 2008 г. их число увеличится до 20 тыс. А уже в следующем году почта станет принимать карты платежных систем American Express, VISA, MasterCard, Union Card и «Золотая Корона».

Между прочим, не каждый российский банк может похвастаться такой обширной базой POS-терминалов. Не говоря уже про уникальную сеть отделений (всего более 40 тыс.), покрывающих почти 100% территории России. Кроме того, почта для россиян гораздо ближе, роднее и «понятнее» даже самого народного Сбербанка. В первую очередь это относится к россиянам старшей возрастной группы. Да и «социальная нагрузка» у почтовиков гораздо весомее, чем у «всенародной копилки».

Однако говорить об успехе создания на базе почтовых отделений «финансового супермаркета для провинции» сегодня несколько преждевременно. Ведь именно в провинции уровень развития материальной базы почты оставляет желать лучшего.

К тому же почтовые работники где-нибудь в глубинке не обладают зачастую даже минимальной финансовой грамотностью. Вдобавок ко всему, как и у любых служащих госучреждений, у них напрочь отсутствует какая-либо заинтересованность в продвижении банковских продуктов. Именно по этим причинам банки не спешат заключать агентский договор с «Почтой России».

И хотя на модернизацию оборудования, программное обеспечение, обучение персонала и другие цели из бюджета выделяются огромные деньги (только в 2007 г. на эти нужды направлено 1,5 млрд руб.), перефразируя Германа Грефа, легче «научить слона танцевать, чем за короткое время создать на базе «Почты России» эффективную и конкурентную финансовую структуру».

И уж конечно, о «Почте-банке» как «реинкарнации» Сбербанка говорить пока рано. Это слишком дорогостоящая процедура, требующая, помимо всего прочего, радикального изменения действующего законодательства. Но расширение почтово-банковского сотрудничества и продвижение банковских услуг в глубь страны при активном развитии разных институтов финансового посредничества — это вполне выполнимая, нужная, хотя и непростая задача.