1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Мягкие советы для «мягкой посадки»

В свежем бюллетене МВФ «Перспективы развития мировой экономики» внимание России почти не уделено. Возможно, это и хорошо: положение в нашей экономике достаточно прочно и «отдельного» беспокойства не вызывает. Это подтвердило на днях и международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s. Однако выслушать «общемировые» советы МВФ в условиях нестабильности финансовых рынков все же стоит.

 

На анализе ситуации в экономике мира этого года, представленном МВФ, останавливаться не будем, так как оценку текущей ситуации «ЭЖ» уже давала (см. «ЭЖ» № 46, стр. 4), и она не отличается от оценки международных «коллег» Фонда. Отметим лишь приятное упоминание о нас: на долю России, Индии и Китая приходится половина прироста мировой экономики. Теперь — к прогнозам и советам.

Если в 2007 г. глобальная экономика, по расчетам, вырастет на 5,2%, то в 2008-м — на 4,8, что на 0,4% меньше, чем ожидалось ранее. В бюллетене подчеркивается, что эксперты МВФ делали базисный прогноз, исходя из допущения о восстановлении ликвидности на финансовом рынке и нормализации ситуации на межбанковском рынке уже в ближайшие месяцы. Однако «вполне возможно, что ситуация… останется неспокойной еще некоторое время». Иными словами, МВФ рекомендует быть готовыми к менее оптимистичному развитию событий.

Хотя эксперты фонда, говоря о перспективах, прямо Россию нигде не называют, нас относят к странам с формирующимся рынком. В таких странах, роль которых в мировой экономике все более возрастает, «экономические детерминанты, составляющие основу роста, остаются прочными».

Далее звучит предостережение, что в ближайший период для данных государств риски могут повыситься, их степень будет зависеть от развития ситуации на финансовых рынках и внутреннего спроса в США и Западной Европе.

Пожалуй, в большей мере эта зависимость касается Китая, учитывая масштабы, структуру и географию его экспорта. Российские же поставки на внешний рынок по большей части энергосырьевые, и завязаны мы в торговле в основном на Европу, прогноз роста экономики для которой заметно благоприятнее, чем для США.

Что касается цен на нефть, то ее импортеров МВФ предупреждает: хотя она подорожала до рекордных уровней, возможен новый виток цен из-за ограниченности резервных производственных мощностей. В общем, мы и в 2008 г. можем рассчитывать на мощный приток в страну «нефтедолларов».

Между тем в этом утешительном прогнозе кроется и немалая проблема для наших монетарных властей. Так, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин считает, что львиная доля инфляционных факторов имеет монетарную природу, называя, в частности, рекордный рост цен на нефть и полноводный прилив в страну иностранного капитала. С последним же, по экспертным оценкам, у нас и в 2008 г. все будет хорошо, а может, даже лучше…

Называя недавно причины нынешнего всплеска в России потребительских цен, эксперты Всемирного банка указали и на усиление госрасходов, что действительно так. Впрочем, развивая тему, специалисты МВФ делают одно любопытное замечание: мол, в странах — экспортерах топлива еще есть возможности для увеличения таких расходов «с учетом емкости рынка и фазы экономического цикла».

Поскольку не понятно, кого конкретно они имеют в виду, с «фазой» и «емкостью», видно, Правительству РФ придется определяться самому. Ясно одно: при всех наших притоках, приливах и вливаниях борьба с инфляцией предстоит нешуточная.

В подспорье грядущим баталиям эксперты фонда дают несколько рекомендаций:

l«поддержание стабильной траектории госрасходов смягчало негативные последствия крупного притока средств… тогда как сдерживание расходов помогало снизить повышательное давление как на совокупный спрос, так и на реальный обменный курс и способствовало «мягкой посадке»;

l«другие распространенные меры, принимавшиеся в ответ на приток капитала, к примеру стерилизованные интервенции и ограничения операций с капиталом, напротив, были не в состоянии предотвратить повышение реального курса валюты и, как правило, не давали хороших результатов в обеспечении «мягкой посадки».

Звучит все это незатейливо. Да и вряд ли нашим министрам-экономистам, пообещавшим Президенту уделить особое внимание в 2008 г. монетарным факторам и денежной политике, неведомы такие «приемчики». Правда, знать, как водится, мало — требуется еще мастерство исполнения.

Сумма:
%