Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 03-04-06-02/226

| статьи | печать

О налогообложении оплаты проезда работников от работы до дома

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, с сумм расходов по доставке сотрудников и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Как указывается в рассматриваемом письме, в связи с ночным графиком работы сотрудников и отсутствием рейсов городского транспорта организация заключила договор с транспортной организацией о доставке своих работников от места работы до места жительства.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Поскольку работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников от места работы до места жительства не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и соответственно являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, суммы оплаты организацией проезда работников при отсутствии общественного транспорта в соответствии с договорами, заключенными с транспортной компанией, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Что касается уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Кодекса организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога, но является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника.

В случае если обеспечение организацией доставки сотрудников до места работы и обратно связано с отсутствием у сотрудников возможности самостоятельно добраться до места работы и обратно общественным транспортом, то оплата организацией такой доставки не может рассматриваться как оплата услуг, производимая физическим лицам или в пользу физических лиц.

Учитывая изложенное, суммы оплаты организацией проезда работников до места работы и обратно при отсутствии общественного транспорта не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ

И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ С. РАЗГУЛИН