Многофакторный анализ производства продукции

| статьи | печать

В прошлом номере «ЭЖ» (см. № 07, стр. 31—32) писала о технологии анализа производства отдельного продукта и том, как с помощью нее эффективно управлять затратами. Между тем данный инструмент можно применять не только для отдельных продуктов, но и для всей номенклатуры выпускаемой продукции.

 

При помощи технологии анализа производства продукции можно наглядно показать основные источники сверхнормативных потерь, сопоставить различные варианты технологического процесса, найти выгодные сочетания ассортимента, которые лучше соответствуют платежеспособному спросу и обеспечивают максимальную прибыль в течение длительного времени.

Рассмотрим пример подобного экономического анализа производственной программы по двум продуктам (см. табл. 1).

Приведенная модель позволяет анализировать влияние изменения 5 факторов на результативность производства (прибыль):

·         цена продукта;

·         себестоимость единицы продукции (издержек, стоимости 1нормо-часа);

·         объем выпуска продукции в натуральном выражении;

·         техническая эффективность;

·         издержки производства (количество нормо-часов).

На основании приведенных расчетов можно анализировать каждый продукт программы производства в отдельности и видеть при этом общий результат по всей номенклатуре производимой продукции. В нашем примере по двум продуктам общий прирост прибыли составил 77299,16 тыс. руб. Эта величина получается как разница двух итоговых строчек по двум периодам. Соответственно по продукту А прирост прибыли равняется 44117,12 тыс. руб., а по продукту В — 33112,04 тыс.

Расчет составляющих прироста прибыли приведен в конце таблицы 1. Объемы выпуска продуктов и трудоемкость их изготовления остались прежними. Выросли стоимость 1 нормо-часа и цены на продукты А и В. В результате роста себестоимости прибыль снизилась на 76412,351 тыс. руб., а рост цен привел к росту прибыли на 153641,511 тыс. руб. Совокупное влияние этих 2 факторов принесло предприятию 77229,16 тыс. руб. прибыли.

Использование такой модели в практике управления предприятием позволяет через экономические взаимосвязи выявить и количественно определить повлиявшие на прибыль факторы и понять, где локализуются проблемы, чтобы затем принять соответствующие управленческие усилия и действия.

Приведенные примеры говорят о том, что подходы к снижению затрат следует искать в более эффективном использовании всех ресурсов, изменении их производительности (ресурсоемкости продукта), технических характеристиках производства, способах улучшения его организации и нормах расходования ресурсов на единицу продукции, что вполне подвластно руководителю и специалистам предприятия. То есть можно изменять ситуацию, влиять на нее. А потом с помощью модели измерить, чтобы уследить, что изменилось (табл. 1).

Для сравнения: результаты расчетов по номенклатуре выпускаемой продукции в цехе № 1 за сентябрь и октябрь 2007 г. приведены в таблице 2.

Если рассматривать результаты расчетов по номенклатуре выпускаемой продукции, то можно увидеть, что в цехе № 1 за октябрь по сравнению с сентябрем 2007 г. прибыли было получено на 77229,16 тыс. руб., а в цехе № 2 — на 49305,383 тыс. руб.

На прирост прибыли в цехе № 1 в большей мере оказал влияние рост цен на продукцию (153641,5 тыс. руб.). В цехе № 2 снижение себестоимости единицы продукции привело к росту прибыли на сумму 878729,3 тыс. руб. (фактор технической эффективности). А поскольку себестоимость всего выпуска продукции значительно выросла (на 862062,2 тыс. руб.), прирост прибыли оказался меньше (49305,3 тыс. руб.).

 

Практическая значимость

Практическая значимость предлагаемого подхода состоит в том, что он ориентирует на рациональную организацию производства и труда и на экономическое поведение предприятия. Кроме того, использование технологии анализа производства продукции способствует лучшему пониманию проблем и их структуризации и помогает формировать ценовую политику предприятия.

Он позволяет оценить положение отдельных продуктов на рынке сбыта. Выявление слабых мест помогает вовремя повлиять на процесс производства и находить подходы к управлению издержками в будущем.

Результаты такого анализа — реальная основа для выявления проблем и последующего планирования. А мероприятия по снижению затрат, разработанные на основе подобных расчетов, будут реальными и результативными и помогут лучше приспособиться к новым требованиям рынка. Поэтому следить за производственными издержками и их отклонениями по конечным и промежуточным результатам необходимо систематически.

Управленческие решения об объемах выпуска того или иного вида продукции, снижении затрат и соответствующих ценах на основе приведенной аналитической информации должны приниматься совместно руководителями производства, сбыта и снабжения. Только в этом случае они будут обоснованными и реализованными на практике.

Иными словами, самое время организовать на предприятии контроллинг продукта, который включает анализ и мониторинг ситуации по каждому продукту и всей производственной программе, оценку экономической эффективности нового продукта, а также подготовку управленческих решений по развитию новых продуктов и технологий. Такая информация — серьезное основание для развития обоснованных инвестиционных проектов.

 

СПРАВКА

Реальный объем производства — оценка объема производства (отчетного периода = 1) в постоянных ценах базисного периода (t = o): Объемы октября х Цены сентября.

Реальная полная себестоимость (п/с): Количество (t = 1, октябрь) х С/с (t = o, сентябрь).

Номинальная п/с: Оценка в текущих ценах базисного периода (t = 0) – Объем продукции сентября х С/с сентября.

Техническая эффективность: Реальная полная с/с : Номинальная п/с.

Изменение стоимости 1 н/ч: С/с продукции октября : Реальная полная с/с.