Законных требований к содержанию локальных актов нет! Практически…

| статьи | печать

На сегодняшний день законодательством никак не регулируются вопросы принятия и утверждения внутренних нормативных документов в компаниях. Также оно не предусматривает конкретных требований к их содержанию. Исключения составляют лишь локальные акты, касающиеся регулирования трудовых отношений, и некоторые документы в области корпоративного управления.

С принятием нового Трудового кодекса РФ резко возросла роль локального нормотворчества. Так как ст. 8 ТК РФ предусмотрено право работодателей (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимать в пределах своей компетенции локальные нормативные акты, содержащие норму трудового права. При этом данной статьей установлены обязательные требования к принимаемым локальным нормативным актам. Они должны соответствовать:

·         трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права;

·         коллективным договорам и соглашениям.

Любой компании следует учитывать то, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами действующего законодательства, коллективных трудовых договоров и соглашений, не подлежат применению.

Также не подлежат применению и локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка.

Согласно вышеназванной статье ТК РФ в случаях, указанных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого органа).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Работодатель обязан направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также коллективным договором или соглашением.

Довольно значительное количество норм трудового законодательства предусматривает необходимость учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. К ним относятся локальные акты, определяющие систему оплаты труда (ст. 135 ТК РФ), графики сменности (ст. 103 ТК РФ), устанавливающие перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные акты, устанавливающие конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) и другие локальные акты.

Определенные нормы ТК РФ прямо предусматривают необходимость учета мнения выборного профсоюзного органа. Так, согласно ст. 105 ТК РФ локальный нормативный акт, разделяющий рабочий день на части, принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Не меньшую долю в регулировании деятельности современного предприятия занимают локальные нормативные акты в области корпоративного управления. Некоторые положения Гражданского кодекса РФ и федерального законодательства носят отсылочный характер, отдавая порядок разрешения многих вопросов деятельности организаций на уровень их внутренних документов.

Локальные нормативные акты корпоративного характера различаются в зависимости от предмета их правового регулирования. Некоторые из них определяют правовой статус органов управления и должностных лиц организаций. К ним относятся положения об общем собрании, совете директоров, генеральном директоре и т.д. Другие устанавливают порядок решения вопросов финансового и имущественного характера, например положение о внутреннем коммерческом расчете между структурными подразделениями.

Внутренние локальные нормативные акты организаций принимаются, как правило, высшими органами управления.