1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2470

Внимание! Новая декларация по налогу на имущество

Начиная с расчетов за первый отчетный период 2008 года, то есть за I квартал 2008 г., плательщики налога на имущество должны отчитываться по новым формам, утвержденным Приказом Минфина России от 20.02.2008 № 27н (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2008 г.).

Приказом Минфина России от 20.02.2008 № 27н (см. «ЭЖ Досье», стр. Д2) утверждены новые формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения.

Чем была вызвана необходимость разработки и утверждения новых форм налоговой отчетности?

Согласно части первой НК РФ формы налоговой отчетности утверждаются Министерством финансов РФ. При этом разработка указанных форм относится к компетенции Федеральной налоговой службы согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

Однако до внесения изменений в ст. 372 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ Федеральным законом от 16.05.2007 право определять форму отчетности по налогу имели законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон № 77-ФЗ, исключивший указанное положение из ст. 372 Кодекса, вступил в действие с 1 января 2008 г.

Кроме того, с 1 января 2008 г. вступили в действие положения еще двух федеральных законов, изменившие нормы гл. 30 Кодекса:

Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ, изменивший порядок представления с 1 января 2008 г. налоговых деклараций по налогу на имущество организаций и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество крупнейшими налогоплательщиками. Начиная с отчетности за 2008 г. организации, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговую отчетность в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;

Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ, которым, в частности, изменены:

·         порядок определения среднегодовой стоимости имущества, являющейся налоговой базой по налогу на имущество организаций;

·         порядок исчисления налога (авансового платежа по налогу) в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на указанные объекты недвижимости.

Кроме того, этим Законом в гл. 30 НК РФ внесена новая ст. 386.1, устанавливающая метод устранения двойного налогообложения.

Указанные изменения и были учтены при разработке новых форм отчетности по налогу на имущество организаций.

По новой форме налоговой декларации налогоплательщики должны будут отчитаться по расчетам за 2008 г.

Что касается новой формы авансового платежа, то ее налогоплательщики должны будут представить уже по расчетам за I квартал 2008 г.

Что нового в Расчете?

Новая форма налогового расчета по авансовому платежу (далее — Расчет) более проста в заполнении по сравнению со старой формой, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224, содержит меньшее количество разделов и показателей.

Расчет представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

·         по месту нахождения российской организации;

·         по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

·         по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

·         по месту нахождения недвижимого имущества;

·         по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

При этом, учитывая региональный характер налога, п. 1.6 Порядка заполнения данной формы содержит следующие положения:

·         расчет заполняется в отношении сумм авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее — код по ОКАТО). В Расчете, представляемом в налоговый орган, указываются суммы авансовых платежей по налогу, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу;

·         в случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, Расчет может заполняться в отношении суммы авансового платежа по налогу, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении Расчета указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления Расчета.

То есть, например, если у российской организации, находящейся в одном из муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации, в котором установлено межбюджетное распределение налога на имущество организаций, в другом муниципальном образовании данного субъекта Российской Федерации имеется объект недвижимого имущества и при этом оба муниципальных образования курируются одним налоговым органом, то данная организация представляет в этот налоговый орган один налоговый расчет по авансовому платежу, заполняя его в отношении двух сумм авансовых платежей — суммы авансового платежа в отношении налогооблагаемого по местонахождению организации имущества и суммы авансового платежа в отношении объекта недвижимого имущества, с указанием кодов по ОКАТО, соответствующих муниципальным образованиям по местонахождению организации и местонахождению объекта недвижимого имущества.

Или же, например, в субъекте Российской Федерации 100% суммы налога на имущество организаций зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации. В данном субъекте РФ у организации в одном муниципальном образовании имеется обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, а в других муниципальных образованиях — объекты недвижимого имущества. Организация имеет право, согласовав свои действия с управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, представлять один налоговый расчет в отношении суммы авансового платежа, исчисленного в отношении подлежащего налогообложению на территории данного субъекта Российской Федерации имущества обособленного подразделения и указанных объектов недвижимого имущества.

Порядок заполнения

Форма налогового расчета состоит из титульного листа и 3 разделов.

Титульный лист и раздел 1 заполняют все организации.

Раздел 2 заполняется российскими и иностранными организациями в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Раздел 3 заполняется исключительно иностранными организациями, имеющими в собственности недвижимое имущество, не относящееся к их деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства.

При этом организацией заполняется необходимое количество соответствующих разделов Расчета.

Рассмотрим заполнение Расчета российской организацией, не имеющей обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и не имеющей объектов недвижимого имущества, расположенных вне места нахождения организации и указанных обособленных подразделений.

ПРИМЕР

На балансе российской организации — ООО «Квант» находится недвижимое и движимое имущество, признаваемое объектами основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организации. Организация не имеет права ни на льготы по налогу, установленные ст. 381 НК РФ, ни на региональные льготы по налогу.

В субъекте Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена ставка налога 2,2%.

Остаточная стоимость налогооблагаемого имущества по состоянию на соответствующие даты приведена в таблице.

По условиям нашего примера организация должна заполнить титульный лист, раздел 1 и раздел 2 Расчета.

Заполнение раздела 2

При заполнении раздела 2 (см. форму) указывается код вида имущества, в отношении которого заполняется данный раздел 2. Соответствующие коды приведены в пункте 5.3 Порядка заполнения.

Если раздел 2 Расчета заполняется в отношении объектов недвижимого имущества ЕСГС, то по строке «Код вида имущества» делается отметка 1.

Если раздел 2 Расчета заполняется в отношении объекта недвижимого имущества российской организации, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), то по строке «Код вида имущества» делается отметка 2.

Во всех остальных случаях при заполнении раздела 2 Расчета по строке «Код вида имущества» делается отметка 3.

В нашем примере по строке «Код вида имущества» делается отметка 3.

По строке с кодом 010 указывается код по ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа.

Пусть в нашем примере условный код по ОКАТО — 39582938, т.е. состоит из 8 знаков. В Расчете же для данного показателя отведен 11-значный показатель. Значит, согласно Порядку заполнения в последних незаполненных ячейках проставляются нули, т.е. — 39582938000.

В соответствующих строках по графам 3—4 отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств за отчетный период по состоянию на соответствующую дату, при этом по графе 3 указывается остаточная стоимость основных средств за отчетный период для целей налогообложения, в том числе по графе 4 указывается остаточная стоимость льготируемого имущества.

Поскольку в нашем примере мы исчисляем авансовый платеж за I квартал, то следует заполнить строки с кодами 020—050, соответственно для графы 3 суммировав данные столбцов 2 и 3 таблицы.

Графа 4 раздела 2 в нашем примере не заполняется, так как организация не имеет льготируемого имущества.

В строке с кодом 120 указывается средняя стоимость имущества за отчетный период, исчисленная как частное от деления на 4 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020—050:

(11 100 000 руб. + 11 060 000 руб. + 11 020 000 руб. + 10 980 000 руб.) : 4 = 11 040 000 руб.

При этом в строках с кодами 130 и 140 ставится прочерк, так как для организации не предусмотрены налоговые льготы.

Строка с кодом 150 заполняется только в разделах 2 Расчета с отметками 1 или 2 по строке «Код вида имущества», т.е. в разделах 2, заполняемых в отношении объектов недвижимого имущества ЕСГС и в отношении объектов недвижимого имущества российской организации, имеющих место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

В нашем примере строка с кодом 150 не заполняется.

Строка с кодом 160 заполняется только в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлена налоговая льгота в виде понижения налоговой ставки, а строки с кодами 190 и 200 заполняются только в том случае, если законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

В нашем примере строки с кодами 160, 190 и 200 не заполняются.

По строке с кодом 170 указывается налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества).

В случае если законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу установлена льгота в виде понижения ставки налога, по строке с кодом 170 отражается пониженная ставка налога.

В нашем примере законом субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации установлена ставка 2,2%. Ее и указываем в строке с кодом 170, заполнив данную позицию следующим образом: 2,2–.

В строке с кодом 180 отражается сумма авансового платежа за отчетный период, исчисляемая как:

·         одна четвертая произведения разности значений строк с кодами 120 и 140 и значения строки с кодом 170, деленного на 100, — если раздел 2 Расчета содержит отметку 3 по строке «Код вида имущества»;

·         одна четвертая произведения разности значений строк с кодами 120 и 140 и значения строки с кодом 150 и на значение строки с кодом 170, деленного на 100, — если раздел 2 Расчета содержит отметки 1 или 2 по строке «Код вида имущества».

В нашем примере раздел 2 заполняется с отметкой 3 по строке «Код вида имущества», поэтому исчисляем значение строки с кодом 180 следующим образом:

1/4 (11 040 000 руб. – 0 руб.) х 2,2 : 100 = 60 720 руб.

Заполнение раздела 1

По условиям нашего примера заполняем один блок строк с кодами 010—030 (раздел не приводится).

По строке с кодом 010 указываем код по ОКАТО (39582938000), по которому подлежит уплате сумма авансового платежа по налогу, указанная по строке 030 данного блока.

В строке с кодом 020 указывается код бюджетной классификации, по которому подлежит зачислению сумма авансового платежа по налогу, указанная по строке с кодом 030 данного блока.

Строка с кодом 030 содержит информацию о сумме авансового платежа по налогу, подлежащей уплате в бюджет по месту представления Расчета по соответствующим кодам ОКАТО и КБК.

При этом значение строки с кодом 030 определяется путем суммирования разностей значений строк с кодами 180 и 200 всех разделов 2 Расчета с соответствующими кодами по ОКАТО и разностей значений строк с кодами 090 и 110 всех разделов 3 Расчета с соответствующими кодами по ОКАТО.

В нашем примере по строке с кодом 030 указываем сумму авансового платежа, исчисленную в строке с кодом 180 раздела 2, равную 60 720 руб.

Заполнение титульного листа

Титульный лист (не приводится) содержит показатели, заполняемые налогоплательщиком, и раздел, заполняемый работником налогового органа.

В титульном листе, так же как и на всех прочих листах Расчета, указываем ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Расчет (за исключением крупнейших налогоплательщиков, для которых предусмотрен особый порядок заполнения титульного листа, и в том числе КПП, и особый порядок представления расчетов).

Далее при заполнении титульного листа указывается:

·         Номер корректировки.

В нашем примере мы заполняем первичный Расчет, а потому указываем «0—».

·         Код отчетного периода, за который представлен Расчет, в соответствии с Приложением № 1 к Порядку заполнения.

·         По условиям примера мы представляем Расчет за I квартал, поэтому указываем код отчетного периода «21».

·         По строке «Отчетный год» указывается текущий налоговый период (год). Мы должны указать «2008».

·         Код налогового органа по строке «Представляется в налоговый орган (код)» согласно документам о постановке на учет в налоговом органе, поименованным в п. 3.2. Порядка заполнения.

·         Код по строке «по месту нахождения (учета) (код)» согласно Приложению № 2 к Порядку заполнения, соответствующий месту представления Расчета в налоговый орган, установленному ст. 386 НК РФ.

В нашем случае Расчет представляется по месту нахождения российской организации, поэтому проставляем «214».

·         В строке «налогоплательщик» указывается полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), либо полное наименование иностранной организации.

·         Указываем: «Общество с ограниченной ответственностью «Квант».

·         Код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).

  • Номер контактного телефона налогоплательщика.

·         Количество страниц, на которых составлен Расчет.

·         Количество листов подтверждающих документов или их копий, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, приложенных к Расчету.

Порядок заполнения раздела титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю» зависит от того, удостоверяется ли Расчет законным или уполномоченным представителем налогоплательщика.

В нашем случае достоверность и полнота сведений в Расчете подтверждается руководителем организации-налогоплательщика, поэтому в соответствующей ячейке проставляется «1», по строке «фамилия, имя, отчество» указываются построчно фамилия, имя, отчество руководителя организации полностью, а также проставляется личная подпись руководителя организации, заверяемая печатью организации, и дата подписания.

Заполненный таким образом Расчет организация должна представить в срок, определяемый в соответствии с п. 2 ст. 386 Кодекса, т.е. не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Таким образом, по расчетам за I квартал 2008 г. организация обязана отчитаться в срок до 30 апреля 2008 г.