1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Как нам реорганизовать рефин?

Для стабилизации ситуации на отечественном банковском рынке необходимо немедленно реформировать существующую систему рефинансирования. Об этом на состоявшейся конференции «Реформа системы рефинансирования: идеи для Банка России» сообщил директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) Сергей Моисеев.

 

По мнению С. Моисеева, в России сложилась аномальная ситуация, когда узкая группа госбанков обладает избыточной ликвидностью, а мелкие и средние банки вынуждены сокращать деловую активность. Подобная ситуация приводит к спекуляциям и в целом к нестабильности на рынке межбанковского кредитования (МБК). Кроме того, у небольших российских банков сегодня нет должного залогового обеспечения для получения необходимых финансовых ресурсов ЦБ РФ.

Для решения этих задач эксперты МФПА рекомендуют ЦБ РФ ввести выдачу краткосрочных (до 7 дней) беззалоговых кредитов для пополнения ликвидности кредитных организаций. (Кстати, на практике риски невозврата подобных кредитов фактически равны нулю, поскольку Центробанк имеет возможность снять средства с кор-счетов заемщиков. — Прим. ред.). Также они предлагают создать торговую площадку межбанковского кредитования под эгидой регулятора и поддерживать коридор процентных ставок от 0,5 до 2% по инструментам Центробанка для стабилизации рынка МБК и сокращения пространства для возможных спекуляций.

Директор МФПА полагает, что, если все эти меры не будут приняты, на банковском рынке России останутся лишь государственные и иностранные банки, тогда как выживание национальных кредитных организаций будет под вопросом.

Предлагаемое насыщение банковского сектора деньгами не отразится на уровне инфляции, так как банки не являются субъектами потребительского рынка, а прямой корреляции между ростом инфляции и активами банковской системы не обнаружено.

Тем более что сегодня соотношение совокупных активов российских банков и ВВП не превышает 55%, тогда как данный показатель в Казахстане составляет 95, а в США — 215%.