Академик Андрей Шторх

| статьи | печать

Издательский дом «Экономическая газета» в своей серии изданий «Русская классическая библиотека. Экономика и духовность» начал новый цикл публикаций «Российская школа социально-экономической мысли». В первую книгу этого цикла вошли труды одного из значимых для истории русской экономической мысли автора, которые по ряду причин до сих пор были труднодоступны широкому читателю. Это основные работы Андрея Карловича Шторха, первого российского академика в области политэкономии и статистики: «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» и «Размышления о природе национального дохода» (М.: ИД «Экономическая газета», 2008. 1120 с.).

 

Работа Шторха по политической экономии вышла в свет в Санкт-Петербурге в 1815 г. в 6 томах на французском языке, и лишь 1-й, 5-й тома в 1881 г. изданы были на русском языке известным экономистом И. Вернадским. И только ныне это замечательное произведение первого российского академика-политэконома впервые полностью опубликовано на русском языке. В книге также подробно рассказывается о судьбе этого ученого, его научной и общественной деятельности

Андрей Карлович Шторх (Heinrich Storch) (1766—1835) родился в городе Риге — столице Остзейского края Российской империи. Свое образование он получил в Йенском и Гейдельбергском университетах. Возвратившись в Россию, он в 1788 г. занял место преподавателя истории и словесности в элитном Дворянском сухопутном кадетском корпусе. Затем следует работа А. Шторха в Департаменте иностранных дел, куда он перешел в 1789 г., и исполнение им с 1790 г. обязанностей секретаря-канцлера графа Безбородко. Рано проявившиеся качества незаурядного ученого, активная научно-публицистическая деятельность А. Шторха, авторитет его исследований, их европейская известность принесли ему в 1796 г. звание корреспондента Академии наук. А когда с принятием нового Устава Российской академии наук в ее «штатном расписании» появилась вакансия ординарного члена в области политэкономии и статистики, из трех претендентов на нее в 1804 г. был избран Шторх. В декабре 1830 г. он назначается на должность вице-президента Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

 

Что же касается его научных исследований, то сразу после избрания его академиком Шторх концентрирует свои усилия на разработке, как сказали бы сегодня, актуальных для народного хозяйства страны политэкономических проблем, готовит для чтения и обсуждения в стенах академии концептуальные научные доклады и сообщения, которые незамедлительно печатаются в изданиях академии. Но непосредственным поводом для разработки и публикации «Курса политэкономии» стало чтение лекций по политической экономии членам императорского семейства. Дело в том, что Шторх в течение почти 20 лет являлся наставником детей императора Павла I. По поручению вдовствующей императрицы Марии Федоровны Шторх стал читать с 1813 г. курс политической экономии великим князьям Николаю Павловичу — будущему российскому императору Николаю I и Михаилу Павловичу — его брату, будущему члену Государственного совета и российскому сенатору. Эти-то лекции по политической экономии в доработанном виде, изданные по высочайшему разрешению и за государственный счет в 1815 г., и вошли в ставший знаменитым «Курс политической экономии».

«Курс...» практически сразу после своего выхода начинает публиковаться в Германии в переводе на немецкий язык (1816—1819), а в 1823 г. его переиздает во Франции с собственными критическими замечаниями Ж.Сэй. Защищая свои взгляды в развернувшейся полемике, Шторх пишет 8 политэкономических докладов, прочитанных в академии, и издает их резюме в самостоятельной работе «Размышления о природе национального дохода», которая на французском языке выходит в 1824 г. в Париже, а на немецком языке в переводе самого автора — в Германии в 1825 г. Именно это немецкое издание впервые на русском языке публикуется в данной книге. В нее включены также «Заметки» И. Вернадского к «Курсу...» Шторха, биография ученого, написанная его сыном, статья академика Л.И. Абалкина о Шторхе. По уже сложившейся традиции изданий серии «Русская классическая библиотека. Экономика и духовность» эту книгу открывает большая историко-аналитическая вступительная статья научного редактора библиотеки.

 

Свой «Курс...» Шторх построил не как обычный учебник, а как научный труд, позволяющий будущим монархам управлять государством, ведь политическую экономию он рассматривал как основную науку в комплексе научных дисциплин государствоведения. «Изучение политической экономии, — пишет академик Шторх, — не только необходимо для государей и правителей, но и полезно для всех». Согласитесь, такой взгляд на политэкономию и такой подход к управлению экономикой очень важны и сегодня, когда политэкономия не является обязательной учебной дисциплиной в вузах, хотя необходимость научной обоснованности экономической политики и возросла.

Хочется отметить и твердость взглядов, принципиальность научной позиции Шторха. В России того времени приближенный ко двору ученый вроде бы должен был «защищать» необходимость самодержавия, феодального хозяйства, крепостного и рабского труда. Проповедовать будущим монархам иное было весьма рискованно. Но Шторх пошел на это. Он спокойно говорит о тех выгодах, которые принесла европейским странам отмена крепостного права, критически оценивает российскую экономическую политику, выражает уверенность в неизбежности устранения крепостного права в будущем. Его вывод о рабстве: «Нет большего препятствия к богатству, которое могут встретить народы, чем это».

 

Основная научная заслуга Шторха в истории мировой экономической мысли и состоит в том, что он впервые выделил в политэкономии 2 теоретические части, показав, что в нее входят теория народного богатства и теория цивилизации.

Первая часть «Курса...» — «Теория народного богатства» представлена 8 книгами: I — «О производстве богатств»; II — «О накоплении богатств, или Об имуществах»; III — «О первоначальном распределении годового произведения, или О доходах»; IV — «О вторичном распределении годового продукта, или Об обращении»; V — «О деньгах»; VI — «О кредите»; VII — «О потреблении»; VIII — «О естественном росте национального богатства». Часть вторая —«Теория цивилизации» включает 2 книги: I — «Элементы цивилизации, или Внутренние блага» и II — «О естественном развитии цивилизации».

Как видим, политическая экономия не сводится у Шторха к изучению законов создания, обмена, распределения и потребления вещественного, материального богатства, но содержит и учение о цивилизации, о благах нематериальных, внутренних, к которым он относит здоровье, умение, образование, вкус, нравы и обычаи, религиозность, безопасность, досуг, считая их основными элементами цивилизации. По сравнению с господствовавшим тогда на научной ниве учением Адама Смита это поистине громадный шаг вперед.

Но не только этим привлекает книга Шторха. Буквально в каждом ее разделе он дает свой оригинальный взгляд на, казалось бы, достаточно объясненные его предшественниками экономические категории. В книге масса исторических справок, комментариев, разъяснений о деньгах, банках, добыче золота и серебра, торговле этими драгоценными металлами, номинальной и реальной стоимости рубля, курсах валют на мировом рынке, об экономических взаимоотношениях России с соседями, о развитии сельского хозяйства, ремесел и мануфактур. Очень интересны таблицы, в которых содержатся данные о количестве и стоимости выпущенных в обращение с XVIII в. золотых, серебряных, медных денег и ассигнаций, о сравнительной оценке российских денег и денег иностранных государств, о соотношении мер и весов России и мер и весов Гамбурга, Англии и Франции, о ценах экспортных товаров.

u В каждой главе «Курса…» так или иначе Шторх выходит на социально-экономические проблемы России. Он стремится показать, где многие его суждения не утратили своей значимости и сегодня, особенно мысли о таможенных тарифах, их влиянии на экономический рост, о либерализации внешней торговли, о степени участия государства в экономике, о недопустимости резкого имущественного неравенства.

 

У Шторха в его теории цивилизации присутствуют все основные идеи, развиваемые современной наукой о человеке, важности удовлетворения его потребностей, его духовного роста. Шторх говорит о гармонии экономических интересов, о возможности ее достижения в условиях рыночного хозяйства, о том, что государство должно работать над этим: «Сила власти государственной всегда измеряется народным благосостоянием».

Шторх вывел российскую науку на передовые рубежи мировой экономической мысли. В творчестве Шторха нашла яркое выражение такая характерная для русской школы социально-экономической мысли черта, как ориентация на защиту интересов не одной какой-то социальной группировки, класса, а всех слоев населения. Народное благоденствие, рост богатства нации достигаются лишь тогда, учит Шторх, когда взаимодействие отраслей, производящих материальные продукты и внутренние блага, ведет к их равновесию. К такому пониманию роли труда людей, занятых в непроизводственной сфере и обеспечивающих развитие образования, здравоохранения, профессиональных знаний, нравственных качеств населения, экономическая наука пришла лишь в конце XX в.

Лишь теперь в теориях человеческого и социального капитала, в учении об экономике знаний, в новейшем учении об экономике счастья стали в полном объеме разрабатываться проблемы, поднятые почти 200 лет назад Шторхом. Характерно, например, решение президента Франции Николя Саркози, который для проведения политики цивилизации и построения экономики счастья заказал нобелевским лауреатам Джозефу Стиглицу и Амартин Сену разработку новых индикаторов уровня благополучия нации. В отличие от традиционного ВВП они должны учитывать и качество жизни. Речь при этом идет не только о показателях удовлетворенности жизнью в целом, но и конкретными ее областями — уровнем душевного и физического здоровья, сбалансированностью работы и семейной жизни. А ведь именно об этом и писал А. Шторх в своем «Курсе политической экономии» в начале XIX в.!

Все эти новые веяния в экономике дают нам возможность не только напомнить о заслугах и приоритетах русской экономической науки в обосновании теории цивилизации, но и еще раз задуматься над тем, как повысить интерес к ее истории, практическую востребованность научного труда современных ученых-экономистов.

 

Основная научная заслуга А. Шторха в истории мировой экономической мысли состоит в том, что он выделил в политэкономии две части – теорию народного богатства и теорию цивилизации.