1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1325

Обновленные функции ФАС

28 марта 2008 года Правительство РФ постановлениями № 217 и № 222 внесло изменения и дополнения, касающиеся функций и полномочий Федерального антимонопольного органа (ФАС). Постановлением № 217 внесены очередные изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее — Положение), утвержденное еще в 2004 году Постановлением от 30.06.2004 № 311. А Постановлением № 222 дополнены полномочия ФАС путем изменения положений Постановления от 07.04.2004 № 189, посвященного вопросам, находящимся в ведении Службы.

 

Правительственные новеллы приняты в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), пришедшим на смену 2 документам: Закону РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», практически полностью утратившему силу (за исключением ст. 4, в которой содержатся определения основных понятий), и Федеральному закону от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», переставшему действовать в сентябре 2006 г.

Изменения в нормативно-правовом регулировании отражены в п. 1 Положения, из которого исключены упоминания об утративших силу законах. Теперь нормы Положения приведены в соответствие с действующим Законом о защите конкуренции. В частности, исключено упоминание о надзорных функциях ФАС России, которые ранее были предоставлены ей, но выведены из сферы полномочий действующим Законом о конкуренции.

 

Общие полномочия ФАС

К функциям ФАС России по-прежнему отнесено принятие нормативных правовых актов, перечень которых подвергнут корректировке, о чем будет сказано ниже.

Как и прежде, она контролирует соблюдение норм антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными осуществляющими их функции органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Вместе с тем теперь ФАС не контролирует соглашения или согласованные действия упомянутых выше органов власти на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

Относительно выдаваемых антимонопольным органом документов соответствующие нормы подвергнуты изменениям. Теперь ФАС вправе давать заключения не только о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия, но и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Учитывая установленный в ст. 3 Закона о конкуренции перечень лиц, в отношении которых антимонопольный орган вправе осуществлять полномочия в своей сфере деятельности, ФАС вправе направлять предписания в адрес не только юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций, как это звучало ранее), но и физических лиц.

Из функций ФАС исключено полномочие по контролю за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках.

Функции ФАС по нормативно-правовому регулированию

Основная часть изменений коснулась полномочий в части нормативно-правового регулирования ФАС. Данные поправки внесены в Положение с учетом изменившихся полномочий и функций, предусмотренных в ст. 22 и 23 Закона о конкуренции.

Теперь ФАС вправе принимать нормативные правовые акты, перечисленные в Положении, например формы представления сведений в ФАС, а также иные формы документов, используемых антимонопольными органами в своей деятельности.

По согласованию с ЦБ РФ утверждается методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методика определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями.

В этой сфере деятельности ФАС, как и раньше, вправе принимать и другие нормативные документы, если они предусмотрены актами, имеющими юридическую силу, обязательную для ФАС. В частности, если это предусмотрено законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

 

Новеллы Положения

К полномочиям, появившимся благодаря внесенным изменениям, отнесен контроль за соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны допустимыми, определение которых содержится в ст. 13 Закона о конкуренции. Напомним, что правило допустимости направлено на вывод из-под действия Закона о конкуренции тех действий, соглашений и сделок, которые не способны в значительной степени повлиять на ограничение конкуренции.

Положение дополнено правом ФАС направлять предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и ЦБ РФ о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) о прекращении действий, если они нарушают антимонопольное законодательство.

Впервые в Положение включена функция ФАС по согласованию предоставления органами власти государственной или муниципальной помощи в случаях, установленных антимонопольным законодательством.

Напомним, что под государственной или муниципальной помощью понимается предоставление указанными субъектами власти преимущества по сравнению с другими участниками рынка путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Компетенция ФАС дополнена функцией установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Кроме того, в полномочиях Службы закреплено право проводить проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства всеми субъектами сферы антимонопольной деятельности, от которых ФАС вправе требовать предоставления информации, документов и объяснений в письменной или устной форме. А в случае необходимости антимонопольные органы могут обращаться в установленном законодательством РФ порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Также полномочия ФАС дополнены правом на возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Теперь она вправе вносить в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий. Помимо этого, ФАС наделена правом разрабатывать рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

Постановлением № 222 полномочия ФАС дополнены функциями контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов. Ранее в вопросы компетенции Службы были включены только функции контроля за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг без указания сфер деятельности.