1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1042

Налоговые особенности транспортной экспедиции

По письмам читателей

Возникает ли у российской организации, которая занимается оптовой торговлей, обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов в случае получения эстонской организацией дохода от оказания услуг транспортной экспедиции по доставке товаров в Россию из Польши и Германии?

 

К отношениям сторон договора транспортной экспедиции применяются положения гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция».

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Отношения сторон по договору транспортной перевозки груза регламентированы ст. 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Нередко организации оказывают услуги транспортной экспедиции и одновременно осуществляют перевозку грузов (без привлечения транспортных организаций).

В связи с этим рассмотрим отдельно две ситуации, а именно:

·         ситуацию, при которой экспедитор самостоятельно осуществляет перевозку;

·         ситуацию, при которой экспедитор привлекает для перевозки транспортную организацию.

 

1. Если иностранная организация наряду с оказанием услуг экспедитора будет самостоятельно осуществлять перевозку грузов, к такой деятельности следует применять положения ст. 309 НК РФ, в подп. 8 п. 1 которой предусмотрено, что доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Удержание и исчисление налога с доходов иностранной организации, полученных ею в связи с осуществлением международных перевозок, производятся российской организацией, выплачивающей такие доходы (далее — налоговый агент), в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

Налогообложение доходов иностранных организаций, полученных в связи с осуществлением ими международных перевозок, производится у источника выплаты в РФ по ставке 10% (п. 1 ст. 310 и подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Если перевозку осуществляет иностранная организация — резидент государства, с которым у Российской Федерации заключен и действует международный договор, содержащий положения, касающиеся налогообложения и сборов, то в соответствии со ст. 7 НК РФ положения такого международного договора имеют приоритетное значение (по отношению к положениям налогового законодательства РФ) при налогообложении в Российской Федерации доходов такой иностранной организации.

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы, заключенная в Таллине 5 ноября 2002 г., до настоящего момента не ратифицирована сторонами, следовательно, не применяется.

 

2. Если экспедитор будет привлекать для перевозки транспортную организацию, положения подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ применяться не должны. Кроме того, доходы от оказания услуг транспортной экспедиции не являются доходами, аналогичными доходам, указанным в п. 1 ст. 309 НК РФ. То есть доходы от оказания услуг по договору транспортной экспедиции не поименованы в составе доходов, при выплате которых российская организация должна выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль (доходы).

Таким образом, если иностранная организация будет оказывать только услуги транспортной экспедиции, на такие услуги будет распространяться положение п. 2 ст. 309 НК РФ, согласно которому не являются доходами от источников в РФ и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль в РФ доходы иностранной организации за работы (услуги), выполненные (оказанные) не на территории РФ. Следовательно, в этом случае российская организация не должна выполнять обязанности налогового агента. Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 07.06.2006 № 03-08-05, от 09.09.2005 № 03-08-05, Постановлением ФАС Московского округа от 08.08.2007, 15.08.2007 № КА-А40/7815-07-П.

Однако следует отметить, что на практике представители налоговых органов нередко предъявляют необоснованные требования о необходимости удержания налога на доходы источником выплаты при оказании экспедиторских услуг.