Организация ремонтов

| статьи | печать

Общий объем ремонтных затрат по парку прямо пропорционален его балансовой стоимости, поэтому выбор разумных пределов стоимости приобретения и монтажа может благоприятно отражаться на эффективности инвестиций в основные средства. Решением может быть или приобретение оборудования на вторичном рынке, или нового при обоснованном выборе по его параметрическому потенциалу.

Ремонт действующего парка оборудования — это самостоятельный производственный процесс, который ведется параллельно с основным производством в тесной взаимосвязи между ними. Для организации ремонтного производства необходимы и специализация рабочих мест, и концентрация операций, и нормирование затрат материальных и трудовых ресурсов, и механизация, и повышение оснащенности труда и т.п.

При стратегическом планировании наиболее важным является выбор метода, системы и организационной формы ремонта. Принятые варианты их сочетания должны обеспечивать наиболее эффективную работу ремонтной службы в прогнозируемых условиях эксплуатации оборудования.

 

Методы

Методы организации ремонта определяют характер и степень участия в ремонтном процессе всех возможных участников — от пользователя до изготовителя. Можно выполнять работы силами собственного персонала, а можно прибегнуть к услугам каких-либо подрядчиков — от различных специализированных организаций до сервисных служб фирм, изготовивших оборудование.

Чем меньше парк и предприятие, тем более они тяготеют к подрядному методу, так как организовать пусть даже и мелкую, но собственную службу невыгодно со всех точек зрения. Очень часто подобные предприятия вообще не имеют оборудования на балансе, а пользуются лизингом. Кстати, в подобных случаях все сказанное будет касаться уже предприятий, выполняющих подрядный ремонт.

 

Системы

Применяются 2 системы ремонта.

1 Планово-предупредительный ремонт (ППР) ставит своей целью полное исключение неплановых простоев оборудования в ремонте. Главный упор делается на системное проведение операций по наиболее полному техническому обслуживанию (ТО) для предупреждения интенсивного износа, то есть на пополнение и смену смазки, регулировку, чистку и т.д.

Ремонтные операции проводятся циклически уже для устранения накопленного износа по календарному плану. Интервал повторяющихся циклов должен обеспечить безотказность между плановыми ремонтами.

Разновидностями системы ППР являются регламентный ремонт, ремонт с периодическим специальным контролем состояния и т.п. Применение ППР обходится дороже, регламентный вариант вообще самый дорогой, он применяется при эксплуатации особо опасного в случае отказа оборудования — самолетов, энергоустановок и т.п.

2 Оперативно-восстановительный ремонт (ОВР) предполагает подробное планирование только необходимого объема ТО, а ремонтные работы ведутся по мере необходимости достижения объектом предельного состояния. Оно характеризуется либо определенным уровнем неисправности, либо достижением состояния, предшествующего частичной утрате работоспособности. Контроль исправности оборудования ведется оперативным производственным персоналом.

В силу того что применение системы ППР обходится более чем в 2 раза дороже системы ОВР, при стратегическом планировании следует предусматривать ППР только избирательно. То есть для оборудования, не имеющего дублеров, при остановке которого нет возможности применить какие-либо обходные технологические процессы, а также для оборудования в составе операционных технологических линий в крупносерийном и массовом производстве.

Любой вариант системы ППР должен применяться только тогда, когда риски потерь от неплановых простоев объекта или участка могут значительно превзойти ремонтные затраты.

 

Организационная форма

Организационная форма ремонта определяет практические ремонты, а также главные особенности организации труда и технической подготовки при непосредственном проведении ремонтных работ.

Она включает в себя профессиональный предметный или локальный принцип комплектования персонала в ремонтные бригады и звенья, централизованное или децентрализованное оперативное управление ремонтными работами, зонирование ответственности персонала в масштабах предприятия.

Правильный выбор указанных методов, систем и организационных форм ремонта должен опираться на объективную оценку их соответствия или несоответствия тем конкретным условиям, в которых будут работать технологические машины в составе локального парка. При этом необходимо учитывать множество экономических, технологических, организационных и технических факторов, определяющих сферу этого соответствия.