1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4214

Учет грантов и госконтрактов

Просим разъяснить порядок ведения раздельного учета по грантам и госконтрактам. В договоре с нашим предприятием о предоставлении московского областного гранта указано следующее: «Грантополучатель обязуется вести раздельный учет средств и имущества, полученных на основе настоящего договора, от других средств и имущества, которыми он владеет и пользуется в соответствии с требованиями законодательства РФ». Что предполагает порядок ведения?

В договоре по государственному контракту написано, что «исполнитель ведет бухгалтерский и статистический учет по настоящему контракту». Предполагает ли это ведение раздельного учета по каждому госконтракту?

 

Грантами в целях исчисления налога на прибыль признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Гранты согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ относятся к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, но только при условии ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Средства целевого финансирования, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов организации (п. 14 ст. 250 НК РФ). Гранты, предоставленные органами государственной власти, не соответствуют условиям, перечисленным в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и подлежат обложению налогом на прибыль.

Налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования, не подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций согласно ст. 251 НК РФ, не вправе относить в уменьшение доходов, облагаемых налогом на прибыль организаций, расходы, осуществляемые за счет этих средств.

В случае если организация, применяющая в налоговом учете метод начисления, производит затраты, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется раздельный учет, то распределение таких расходов осуществляется с учетом положений ст. 272 НК РФ. Согласно данной статье расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом под суммарным объемом всех доходов организации следует понимать как доходы от основной деятельности, так и суммы целевого финансирования.

В бухгалтерском учете для формирования информации о движении средств целевого финансирования используется счет 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по данному счету ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления. Другими словами, к счету 86 могут быть открыты субсчета по каждому источнику поступления средств.

Раздельный учет доходов и расходов в рамках полученных грантов необходим также с целью составления отчета о целевом использовании полученных средств.

Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, в целях бухгалтерского учета осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому госзаказу (Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 47).

Финансовый результат, полученный по каждому госконтракту (в целях бухгалтерского учета), определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе, и фактическими затратами, произведенными налогоплательщиком. При этом:

  • прямые затраты включаются непосредственно в расходы государственного заказа по выпуску определенного вида продукции;
  • накладные расходы включаются в себестоимость по производству продукции пропорционально прямым затратам, количеству продукции либо другим показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
  • коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией продукции) включаются в себестоимость продукции пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу, и иной продукции, выпускаемой предприятием.