1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 788

Прокурорские «бои с тенью»

Генеральной прокуратурой РФ издан Приказ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», который только недавно стал достоянием гласности благодаря Интернету. О чем в нем идет речь, нетрудно догадаться. Могут ли теперь отечественные бизнесмены спокойно вздохнуть? Попробуем разобраться.

 

Куда ветер дует

Обратите внимание на дату Приказа. Он появился за полтора месяца до появления Указа Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Получается, что именно люди с Большой Дмитровки первыми начали непримиримую борьбу с «гидрой бюрократизма», своими происками препятствующей победному шествию российской экономики. 

Однако, слушая предвыборные речи Дмитрия Медведева, нельзя было не догадаться о его первоочередных действиях на президентском посту. А сомневаться в его победе на выборах могли только чудаки, способные верить в выигрыш районной команды «Заветы Ильича» в матче с питерским «Зенитом».

Так что пока обсуждаемый Приказ может лишь свидетельствовать о том, что Генпрокуратура заранее «принесла присягу» на верность новому руководителю страны, опередив на шаг другие ведомства.

 

Прокурор, выполняй свои обязанности!

Но не будем томить читателей. Скажем сразу: Приказ не содержит ничего экстраординарного, позволяющего надеяться на скорое избавление предпринимателей от чиновничьего «гнета» и прочих безобразий, отравляющих им жизнь.

Вначале совершенно справедливо констатируется, что состояние законности в сфере экономики продолжает оставаться неблагополучным. При этом наиболее многочисленные нарушения связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Контролирующие органы допускают нарушения закона, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий. Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации организациями своих прав, ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений.

Не скрывает Генпрокуратура и наличия фактов злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями и коррупционных проявлений. Обращается внимание на необеспечение органами внутренних дел декриминализации бизнеса. Указывается на продолжение рейдерских захватов предприятий.

Чтобы устранить все эти негативные явления, прокурорам всех уровней и специализаций предписывается, в частности, осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить действительный предупредительный надзор и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

Далее Приказ в основном уточняет и конкретизирует приведенное предписание.

Отметим, что все это работники прокуратуры должны делать безо всяких напоминаний согласно Федеральному закону от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другим документам, определяющим их права и обязанности. Поэтому Приказ подобен распоряжению руководителя транспортной организации, предписывающему шоферам водить автомобили и объясняющему правила управления ими. Однако на практике нерадивых «водил» просто выгоняют с работы.

 

Все новое — хорошо забытое старое

Из обсуждаемого документа Генеральной прокуратуры следует, что с момента его подписания утратил силу Приказ данного ведомства от 17.08.2005 № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности». Как видим, его наименование почти идентично «заголовку» ныне действующего Приказа. А если внимательно вчитаться в уже ставший архивным документ, то можно сделать вывод и об аналогичности содержания.

Издавая приказ для «внутреннего потребления», любое ведомство ставит в нем определенные задачи перед своими сотрудниками. А отменяться он должен в случаях выполнения этих задач или их изменения.

Так, недействующий Приказ предусматривал принятие решительных мер по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, а также предписывал бескомпромиссно реагировать на вскрытые факты коррупции и других злоупотреблений и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля.

Однако обозначенными проблемами сейчас вынужден заниматься сам Президент. Это значит, что прокуроры если и принимали указанные меры, то нерешительно, а с коррумпированными чиновниками шли на компромисс. То есть поставленные ранее задачи выполнены не были. Так зачем же нужно было отменять один приказ, издавая другой аналогичного содержания? Ответ смотри выше…

Несомненно, что во исполнение Приказа «определенная работа», как любят говорить чиновники, проделана будет: составление и утверждение планов, проведение совещаний, направление отчетов и т.п. А вот станет ли действительно легче предпринимателю? Перестанут ли сравнивать Россию по степени коррумпированности со странами третьего мира?

Анализ предыдущего опыта не позволяет дать однозначно положительный ответ, читая бодрые приказы, изданные на Большой Дмитровке. Похоже, что намеченная Президентом РФ борьба с засильем бюрократов воспринимается «законниками» как очередная кампания, в которую надо лишь вовремя и умело вписаться. И пока прокуроры будут заниматься «бесконтактным карате», мздоимцы не прекратят «бои без правил».

 

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…

И все же не хочется заканчивать статью на пессимистической ноте. Отметим и кое-что положительное.

Так, Приказ предусматривает планировать и осуществлять надзорные мероприятия исходя из анализа состояния законности в сфере соблюдения прав и интересов предпринимателей. При этом предписывается активно использовать сведения общественных организаций и объединений.

И что бы вы думали? 29 мая 2008 г. на официальном сайте Генпрокуратуры (genproc.gov.ru) появился раздел «Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», предназначенный для электронного общения с блюстителями законности.

Свои сообщения в Генеральную прокуратуру могут отправить не только коллективные заявители, но и все желающие. Для упрощения и упорядочения общения в указанном разделе приведена форма для заполнения «посланий». Надо только соблюдать приведенные в разделе простые правила. Заверяется, что все обращения будут рассмотрены органами прокуратуры либо иными уполномоченными госструктурами при соответствующем контроле данных органов. А ответ следует ждать по указанному в сообщении почтовому адресу. Нет доступа к Интернету — отправьте письмо по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

И закрадывается надежда: а вдруг прокуратура, услышав глас народа, действительно превратится из самодостаточного ведомства в защитника «сирых и убогих». Так хочется верить!