В деньгах ли счастье «коммуналки»?

| статьи | печать

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин подписал заявку на предоставление финансовой поддержки региону за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 1,3 млрд руб., необходимых для капитального ремонта жилого фонда. В свою очередь, власти региона готовы выделить на эти цели из краевой казны еще 900 млн руб. 5% затрат, связанных с ремонтом, должны будут оплатить сами жильцы. Итого — свыше 2 млрд руб. Сумма беспрецедентная. Но поможет ли финансовая инъекция вылечить застарелые «болячки» краевого ЖКХ?

 

Без срока давности

Сумма коммунальщикам действительно достанется беспрецедентная. Она позволит провести капитальный ремонт в более чем 1700 многоквартирных домах общей площадью свыше 5 млн кв. м. Более 1 млрд руб. получит краевой центр, поскольку он представил наиболее точную, полную и обоснованную заявку, чем другие муниципальные образования региона. А требования, предъявляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ к соискателям федеральных средств, чрезвычайно строги, сложны и обширны. Достаточно сказать, что общий объем краевой заявки превысил 27 тыс. (!) листов. В большинстве отраслей, а в ЖКХ тем более, никто и никогда со столь высокими требованиями не сталкивался.

Наверное, это правильно. Серьезный проект требует столь же серьезной и глубокой проработки. Думаю, что муниципальные власти получили первый ценнейший опыт работы над подготовкой таких проектов.

Понятно, что полностью проблему ветхого жилья в крае эти 2 млрд руб. не решат. Даже при том условии, что в регионе действует своя программа реформирования ЖКХ, финансирование которой только в этом году составит 4,5 млрд руб. Потребности в средствах значительно выше. По оценкам специалистов отрасли, только на латание дыр в прямом и переносном смысле (без замены коммуникаций) краю требуется свыше 75 млрд руб. И как бы нам ни хотелось разрубить этот гордиев узел, но решить вопросы, копившиеся десятилетиями, в один год невозможно. Даже если случится чудо и регион получит все требуемые средства, он не сможет их полностью освоить, поскольку не имеет соответствующей этим объемам технической, технологической, кадровой базы.

Именно поэтому (и тут нас наверняка поддержат руководители всех субъектов РФ) задача финансирования из федерального бюджета капитального ремонта жилого фонда должна носить как минимум долгосрочный, а в идеале бессрочный характер. В этом случае от «пожарных» мы смогли бы перейти к полноценным комплексным капитальным ремонтам. Ведь ЖКХ — проблема вечная.

 

Требуются профессионалы

Капитальный ремонт жилфонда — это лишь одна из проблем в 15-летней истории реформирования ЖКХ. Сегодня достаточно актуальна тема технического, технологического переоснащения самой отрасли в соответствии с современными требованиями. И здесь предприятия ЖКХ, муниципальные власти сталкиваются с серьезной задачей выбора: цена или качество. Ведь чем выше мы хотим иметь качество закупаемой техники, оборудования, тем выше цена. И наоборот.

Понятно, что всем хотелось бы приобретать современные, долговечные, многофункциональные технические средства, материалы. Однако в условиях жесткого тарифного регулирования услуг отрасли со стороны государства это далеко не всегда возможно — не хватает финансовых ресурсов.

А между тем применение дорогостоящих, но более долговечных материалов, техники, оборудования позволило бы предприятиям ЖКХ обеспечить качество работ, а федеральному, региональным и муниципальным бюджетам — существенную экономию средств за счет, например, снижения частоты проведения ремонтных работ, более продолжительного срока службы машин и механизмов.

Переоснащение производственных мощностей предприятий ЖКХ, безусловно, идет, хотя и не столь высокими темпами, как хотелось бы. Ускорить их — очень важная задача. И тут, думается, существенную помощь могли бы оказать федеральные, региональные, местные власти. Например, за счет содействия предприятиям отрасли в использовании лизинговых механизмов, компенсации части процентных ставок по кредитам, взятым на приобретение современной техники, оборудования.

Другой важный вопрос — кадровый. За годы существования системы ЖКХ работа в ней считалась непрестижной. Причин много: непривлекательные условия труда, низкий уровень заработной платы, высокие требования к результатам работы. Эти и другие факторы привели к тому, что в системе ЖКХ сложился тяжелейший кадровый дефицит. И не только рабочих специальностей, но и инженеров, руководителей. Скажу больше, сегодня ни один вуз, по крайней мере в Красноярском крае, не готовит специалистов управленческого звена. А ведь в этой сфере, как и в любой другой, должны работать профессионалы.

В итоге сложилась ситуация, при которой деньги в ЖКХ пошли, а осваивать их с максимальным эффектом на высоком профессиональном уровне некому. Это обстоятельство ни в коей мере не оправдывает, но объясняет пока еще низкое качество предоставляемых услуг.

Мы хорошо понимаем, что решать проблему необходимо в минимально короткие сроки. А потому в ближайшее время на одном из заседаний нашего комитета мы хотим рассмотреть стандарты образования для подготовки специалистов в сфере ЖКХ. Пора начинать готовить профессионалов.

Еще одна проблема — огромное количество неэффективных решений, принятых когда-то очень и не очень давно, в том числе на федеральном уровне. Одно из них — система закупки техники для муниципального заказчика на условиях конкурса. Казалось бы, благое дело, но эта система предполагает, по сути, единственный критерий определения победителя в конкурсе — наименьшую цену.

Однако то, что дешево, не значит качественно. Но есть и другая сторона вопроса. Представим, что в конкурсе победила некая фирма, предложившая поставку техники импортного производства по самой низкой цене из заявленных. Казалось бы, согласно описанию она соответствует общим нормам и стандартам, обозначенным в технических требованиях заказчика. А приходит эта техника в регион, и выясняется: она морально устарела или, скажем, не имеет необходимого навесного оборудования. Казалось бы, формально все то, что заявляли, но совсем не то, что хотели.

Нет совершенных законов, кроме законов природы. Но любой законодательный акт с течением времени, переменой ситуации должен меняться, совершенствоваться. В интересах не только бюджетов всех уровней, но и, собственно, населения.

 

Бизнес в ЖКХ — понятие условное

Особый вопрос — бизнес в ЖКХ. Еще в начале реформирования отрасли предполагалось, что в ней будут создаваться новые частные компании — конкурентоспособные, с современной материально-технической базой, эффективные. Этот процесс идет, хотя и не очень активно. Только в одном Красноярске сегодня работают десятки таких предприятий, которые обслуживают объекты ЖКХ либо напрямую, либо по договорам субподряда с другими организациями.

Но процесс все же идет медленно. Основная причина в особого вида монополизме, сложившемся в отрасли. Бывшие муниципальные предприятия — жилищные тресты — хоть и трансформировались в частные компании, но по-прежнему имеют и используют явные преимущества перед новичками в виде сложившихся связей с муниципалитетами, обширной наработанной десятилетиями клиентской базы, которую конечно же просто так никому не отдадут. Вполне естественно, что, имея эти и другие конкурентные преимущества, они не только сохранили всю свою «старую» клиентуру, но и получают на обслуживание 8 из 10 вновь вводимых в строй жилых домов. Бороться с этим невозможно, поскольку формально ни один закон не нарушается.

Другой причиной, сдерживающей развитие бизнеса в отрасли, является тарифообразование. В любой сфере, где есть внешнее регулирование цен, бизнес — занятие довольно условное. ЖКХ не исключение. Смогут коммунальщики убедить регулирующий орган поднять тариф, к примеру, на 20%, значит, будут работать с прибылью. Не смогут — будут работать с минимальной рентабельностью либо вообще в убыток.

А кто создает сегодня малые предприятия в сфере ЖКХ? Это преимущественно люди, которые сами из нее когда-то вышли. Вполне нормальная практика: человек, владеющий секретами профессии коммунальщика, в ней и должен начинать собственный бизнес. Но в том-то и дело, что энергичных специалистов, способных открыть свое дело, в отрасли очень мало. Это третья причина недостаточно активного развития бизнеса в ЖКХ.

Как бы там ни было, но число предпринимателей, приходящих в отрасль, будет, безусловно, расти. Думается, что развиваться они станут в основном за счет обслуживания новостроек. Забота же о ветхом жилье останется в ведении муниципалитетов.