Коучинг как модель управленческого консультирования

| статьи | печать

Новая профессия специалиста-коуча начала формироваться в начале 1980-х годов и официально утверждена в 2000 году. В настоящее время на Западе в данной «индустрии» работает более 100 тыс. специалистов. В США количество специалистов в области коучинга ежегодно удваивается. Востребована эта профессия и в России.

Термин «коучинг» был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором.

Коучинг (Coaching в переводе с английского означает наставничество, подготовка, воодушевление, тренировка) – это модель взаимодействия, благодаря которой топ-менеджер повышает уровень мотивации и ответственности как самого себя, так и своего персонала.

Коуч – тренер-консультант, профессионал, умеющий видеть и ценить в человеке и организации позитивное. Соблюдая условия конфиденциальности, он активно участвует в повседневной жизни клиента (присутствует на совещаниях, переговорах, публичных выступлениях, при выработке и принятии решений), используя своеобразные подходы, дает рекомендации по различным вопросам – вплоть до выбора гардероба и корпоративной культуры организации.

Коучинг как партнерство между топ-менеджером и тренером-консультантом направлено на совершенствование управления организацией, проходит в виде встреч один на один. Задача коуча – помочь клиенту осознать и реализовать важнейшие для того решения.

Компания, применяющая коучинг в отношении руководителей, имеет ряд конкурентных преимуществ. Ее топ-менеджеры уверены в своих силах и работают с большим интересом и более высокой отдачей. По сути, коучинг в менеджменте – это объяснение, содействие принятию решений, особый инструмент для повышения эффективности деятельности клиента. Клиентами коучинга могут быть как топ-менеджеры, так и команды.

 

Принципы и результаты

Основополагающим принципом коучинга является уверенность в том, что все люди обладают гораздо большими внутренними возможностями и потенциалом, чем те, которые они проявляют и реализуют в повседневной жизни.

Изначальной предпосылкой является вера в уникальный творческий потенциал человека (организации), что позволяет добиваться высоких позитивных результатов во всех областях и сферах производственно-хозяйственной деятельности. Коучинг направлен на то, чтобы выявить и максимально использовать имеющиеся у человека или коллектива способности и потенциальные возможности. 

В своей работе коуч использует элементы менеджмента, организационного поведения, организационной психологии, тренерской подготовки.

Топ-менеджеры нанимают коуча с целью:

  • достичь больших результатов;
  • обеспечить развитие в различных областях жизни;
  • быстрее и с меньшими затратами достигать больших результатов.

Коучи помогают топ-менеджеру выполнять все три задачи и делать это быстро, раскрыть его потенциал и добиться реальных результатов в профессиональной и личной жизни, причем наиболее эффективным способом.

Консультации коуча позволяют клиенту убедиться в увеличении своей внутренней силы, усилении и развитии внутреннего потенциала, а также определять цели с учетом его личных ценностей.

Коучинг дает положительные результаты по нескольким причинам:

  • взаимоусиление (синергия) коуча и клиента создает мощный импульс к осознанию целей и эффективным действиям;
  • ставятся такие значимые и необходимые для клиента цели, которые естественным образом «притягивают» его к положительному результату, в отличие от ситуаций, когда того приходится «толкать» к целям;
  • клиент развивает новые навыки и умения, и они приводят к большим успехам.

 

Виды коучинга

В современном понимании коучинг подразделяется на следующие виды:

  • коучинг по маркетингу – охватывает все вопросы маркетинга;
  • коучинг как индивидуальное консультирование (executive coaching) – рассматривается как метод работы;
  • коучинг успеха – это обучение делать карьеру, активизировать творчество;
  • life-коучинг – позволяет глубже познать разные сферы жизни и себя;
  • коучинг начинающих предпринимателей;
  • возрастной коучинг – молодежный коучинг;
  • психологический коучинг, например коучинг одиноких людей.

В настоящее время коучинг становится все более популярным. Это связано с тем, что очень много людей устает от выполнения должностных обязанностей на работе. Но они всегда готовы сделать и делают то, что значимо для них вне работы. Проблема заключается в том, что многие не видят и не осознают этого парадокса или, если они даже замечают это, не видят способа быть одинаково эффективными в любых ситуациях. Коуч может помочь им и увидеть это, и качественно изменить ситуацию. Коуч – не создатель «чудес» (хотя, иногда и так получается), но он владеет набором инструментариев и методов, чтобы помочь «большим идеям стать реальностью». Многие люди и организации сейчас находят время и ресурсы, чтобы инвестировать такой вид своего роста.

 

Особенности профессии

Взаимоотношения коуча и клиента должны строиться по определенному плану. В начале встречи обсуждаются цели, которые топ-менеджер намерен поставить перед самим собой. Во время встречи коуч задает разные вопросы: «…где учились, как повышаете свою квалификацию, какие интересы, какие бывают трудности в работе, как с ними боретесь, как работаете с персоналом, откуда набираете персонал?» и т.д. Обсуждается график работы. Следует подчеркнуть, что некоторые цели топ-менеджеры не могут поставить сами, поэтому задача коуча – помочь разработать план действий. 

Коуч должен беседовать со своим клиентом и в переговорной, и в машине, и во время обеда, и на даче. Он должен выслушать проблему и дать совет, какое принять решение и как лучше его представить. Но очень важно, чтобы топ-менеджеры сами попробовали разобраться в ситуации, а не перекладывали ее решение на коуча. Коуч помогает клиентам настраиваться на самое лучшее в себе и в других.

В то же время он может испытывать сопротивление со стороны топ-менеджеров, потому что не всегда просто и однозначно расположить к себе людей так, чтобы они воспринимали советы. Многих руководителей коуч может раздражать. Искусство преодолеть такое сопротивление — это важнейшая задача коуча.

Вместе с тем коучинг не свободен от недостатков, но они имеют сугубо индивидуальный и субъективный характер:

  • коучинг отнимает больше времени и требует от топ-менеджеров больше терпения, но результат не замедлит сказаться;
  • топ-менеджеры не всегда готовы делегировать свои функции подчиненным, чтобы не потерять контроль над происходящим;
  • если коуч будет помогать топ-менеджеру в процессе становления команды, то у последнего может возникнуть неуверенность в своей дальнейшей полезности и необходимости для компании.

Необходимо понимать, что коуч не может обеспечить решение всех проблем в организации, он имеет право на ошибку. Но качественного консультанта отличает то, что в работе со сложными клиентами его работа продолжается вне стен и времени консультирования, как и работа клиента, а потому любая временная ошибка исправима. Если сразу решение не удалось найти, то это временное явление, решение обязательно придет в результате совместного поиска коуча и топ-менеджера.

В настоящее время в России примерно 100 консалтинговых компаний оказывают услуги коучинга. Есть и «свободные» коуч-консультанты. В России, как и во всем мире, этот сегмент рынка начинает активно развиваться. Причем развитие происходит и в глубину, и в ширину. Интерес к коучингу проявляют корпоративные клиенты, которые заказывают услуги по повышению квалификации своих менеджеров как высшего, так и среднего звена.

Некоторые учебные заведения, получившие соответствующие лицензии, оказывают услуги по подготовке коучей. Среди них Международный Эриксоновский университет коучинга под руководством Мэрилин Аткинсон, Центр современных бизнес-технологий, Центр развития коучинга «Лидер 3000», Институт практической психологии «ИМАТОН», Международная академия коучинга, Русская школа коучинга «Восток — Запад», Институт эффективного тренинга и профессиональных стандартов и др. Профессионально занимается обучением коучингу компания «Лид-Арт». Создана школа управленческого консультирования в ВЗФЭИ.

Их программы ориентированы на подготовку коучей, тренеров, психологов, системное развитие лидеров, повышение квалификации менеджеров в области управления изменениями, лидерства, увеличения командных результатов, управления предприятиями, человеческими ресурсами. Занятия очные, вечерние, дистанционные. Индивидуальные и групповые.