В сетях экономических связей

| статьи | печать

В регулировании отношений участников процесса товародвижения немало конкретных и «трудных» вопросов. Важно знать, как эффективно организовать взаимодействие транспорта и склада, быть в курсе конкурентных преимуществ информационных технологий в логистике и уметь заинтересовать водителей в результатах работы — без всего этого невозможно победить в конкурентной борьбе. Обмен мнениями с руководителями компаний, а также с менеджерами по транспорту и логистике позволяет рассмотреть реальные ситуации управления автотранспортным предприятием или транспортным подразделением фирмы и разобрать их возможные решения.

 

Прежде чем товар попадает к потребителю, он обычно проходит долгий и сложный путь. Организация транспортного обеспечения его передвижения — транспортная логистика — требует правильного выбора перевозчика, четкого взаимодействия со складом в пунктах погрузки и разгрузки, квалифицированного управления работой транспорта и всего персонала.

От этого во многом зависит конечная цена товара, которую придется платить покупателю за телефон, за фотоаппарат, за баночку кофе или упаковку чая. Чем дороже доставка, тем менее конкурентоспособен этот товар по сравнению с предложением других компаний.

Законы рынка неумолимы. Бесполезно уговаривать покупателя, чтобы он купил товар дороже, чем в соседнем магазине. Ту же вещь такого же качества он купит там, где дешевле. У этого явления есть и другая сторона. Если даже цены будут примерно одинаковы, прибыль будет больше у той компании, где затраты на логистику и другие операции ниже. Значит, ее положение на рынке будет более устойчиво.

Свой или чужой

Один из серьезнейших вопросов, который приходится решать компании, занимающейся производством или торговым бизнесом, — создавать и развивать собственный автопарк или же воспользоваться услугами стороннего перевозчика. Если принято решение об аутсорсинге транспортных услуг, то важно не ошибиться, выбирая партнера. Есть методики, позволяющие ориентироваться на наиболее информативные критерии.

Этапы транспортировки традиционно включают в себя подготовку партии товара к отправке, отгрузку, перевозку, выгрузку, складирование в пункте назначения товара, подготовку к использованию у получателя. Логистический подход требует расширения границ процесса доставки. Его начало следует определять от момента составления заявки на доставку или даже от момента подачи заказа на тот или иной товар конечным потребителем. Отсюда шаг для выбора наиболее эффективных управленческих решений, то есть таких, которые при относительно небольших затратах на свою разработку и реализацию дадут наибольший эффект по всей логистической цепочке. Напомним, что смыслом логистики является рассмотрение доставки товара как единого целостного процесса. Упомянутые решения обладают нелинейными свойствами. Это означает, что эффект от их реализации намного превышает связанные с ними затраты. Поэтому и надо выбирать для контроля аппаратом управления именно такие точки, обладающие нелинейными свойствами.

Управление эффективностью

Эффективность, качество и надежность являются ключевыми понятиями при управлении перевозками товаров или пассажиров, так как именно с их помощью конкретизируются цели, которые ставят перед собой участники транспортного процесса. Эти понятия часто употребляются самостоятельно. Однако между ними существует однозначная связь: качество является компонентом системы оценки эффективности, а надежность — компонентом системы оценки качества. Вместе с тем эта связь при всей ее логичности является достаточно сложной.

Оценка эффективности всегда субъективна и зависит от того, в чьих интересах и с точки зрения какого участника перевозок она производится. Оценка качества всегда дается с точки зрения потребителя транспортных услуг. Надежность — объективная характеристика, оцениваемая вероятностью безотказной работы.

Методологически неверно использовать для оценки качества транспортных услуг показатели производительности и затрат. Дорого может стоить качественная услуга и некачественная. Можно доставить целый автопоезд стеклянной посуды или бытовой электроники, но с низким качеством перевозки, в результате чего большая часть товара превратится в утиль. Показатели производительности и затрат характеризуют привлекательность услуг для клиента, но не их качество.

Правовое обеспечение

Как показывает опыт, до сих пор в большинстве случаев недооценивается роль правового регулирования договорных отношений доставки товаров автомобильным транспортом.

Представим себе, к примеру, процедуру заключения договора. Согласно действующему законодательству она далеко не всегда должна завершаться подписанием документа, в котором вверху указано слово «договор», а внизу стоят реквизиты, подписи и печати сторон. Возможны варианты безусловного акцепта твердой оферты или совершение конклюдентных действий. Однако в каком случае стороны могут наиболее эффективно защитить свои интересы и добиться выполнения обязательств контрагентом? Наверное, тогда, когда все разногласия урегулированы до начала действий по выполнению договорных условий. Но нередки ситуации, когда одна из сторон считает договор заключенным со всеми вытекающими для обоих партнеров последствиями, а другая сторона считает себя свободной от каких-либо обязательств.

Очень непростой с правовой точки зрения является ситуация, когда имеется недостача или повреждение груза, перевозимого под пломбой грузоотправителя. С одной стороны, новый Устав автомобильного транспорта в статье 15 определил, что выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах или контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателями без проверки массы, состояния грузов и количества грузовых мест. А с другой стороны, с грузом под пломбой при перевозке может произойти что угодно: замороженная рыба может оттаять, а потом ее опять заморозят, хрупкий груз может быть поврежден, если за рулем сидит любитель быстрой езды, и так далее. Получается, что указанная статья защищает перевозчика, но может пострадать грузовладелец, причем именно по вине водителя.

Распространенный случай, когда автомобиль получает повреждения в процессе движения по подъездным путям грузоотправителя или грузополучателя. Хорошо еще если следствием этого являются затраты на восстановление его работоспособности. А если из-за этого произошел сбой поставок по целому ряду логистических цепочек? Например, автопоезд-двадцатитонник перегородил в результате повреждения колеса автомобильные и железнодорожные подъездные пути. Склад может быть парализован в этом случае на несколько часов, а в очередь могут встать и автомобили, и вагоны.

Вступивший в действие в мае этого года Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ многие вопросы оставляет на усмотрение сторон, заключающих договор. Значит, надо повысить тщательность проработки условий договора, иначе это может обернуться в будущем или неоправданными издержками, или крупными штрафами.

Комплекс проблем

Непростая ситуация и с товарно-транспортной документацией. Люди в погонах останавливают транспортное средство и начинают требовать грузовые таможенные декларации, санитарные сертификаты, счета-фактуры, договоры на транспортное обслуживание, договоры подряда, трудовые соглашения… Где пределы компетенции инспекторов ГИБДД, какими документами они определены?

В этом комплексе проблем можно выделить и более узкую часть, связанную с обоснованием списания затрат на топливо при отсутствии путевых листов установленной формы.

В организации взаимодействия транспорта и склада важное место занимает согласование, а для него требуется четкое планирование доставки и нормирование длительности операций транспортного процесса. Не секрет, что транспорт часто может простаивать большую часть сменного времени в ожидании погрузки или разгрузки. Профессионалы должны знать, как этого избежать. Как определить обоснованные нормы простоя автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки? На это есть несколько ответов, а надо выбрать наиболее рациональный применительно к конкретным условиям.

Из чего исходить, определяя сроки доставки груза, скажем, из Екатеринбурга до Москвы? Учитывать только физические возможности водителя и дорожные условия или же есть нормативные документы, нарушать которые нежелательно?

Практически во всех крупных городах России в настоящее время транспорт стоит на дорогах в «пробках». Это тоже надо учитывать при планировании маршрутов. Конечная цель логистики — доставить нужный товар нужному покупателю в нужное место и в нужное время. Как эта цель будет достигнута, во многом решается на этапе планирования маршрутов их выполнения. Здесь широкий выбор способов — от самых простейших методов до «продвинутых» программных продуктов на основе электронных карт и прокладчиков маршрутов.

Мотивация персонала транспортно-логистических служб — это во многих случаях решающий элемент системы ключевых показателей эффективности. Структура и методика расчета заработной платы и компенсационных выплат водителю-экспедитору может зависеть от многих факторов. Имеются системы оплаты за отработанное время, за точку доставки, за тоннаж, за грузовые места, за километраж, за тонно-километры. К системам оплаты надо добавить методики расчета штрафов и надбавок. Современные системы тарифных разрядов водителей трансформируются в этом же направлении.

Успех любого дела, в том числе и в сфере транспорта, зависит от того, насколько люди заинтересованы в достижении тех целей, которые перед ними ставит компания. Современные системы мотивации водителей, экспедиторов, менеджеров вносят большой вклад в сокращение логистических издержек и в достижение требуемой производительности при условии сохранения заданных параметров качества.