Надо ли ждать документов от Правительства РФ?

| статьи | печать

ФНС России Письмом от 15.04.2008 № ШС-6-3/282@ направила для сведения и использования в работе Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20.03.2008 № 1500-ТЗ по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы условий труда и установлением работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников в соответствии с абз. 3 ч. 6 ст. 370 ТК РФ предоставлено профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов.

Порядок проведения такой экспертизы устанавливается самими профсоюзами.

Если в подписанном и действующем коллективном договоре содержится положение об обязательности исполнения требований профсоюзных инспекторов труда, то в соответствии со ст. 22 ТК РФ такие рекомендации приобретают для работодателя обязательный характер.

Впрочем, выполнение рекомендаций независимой экспертизы не освобождает работодателя от обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, установленной абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, в том числе в целях установления соответствующих компенсаций работникам, занятым в опасных и (или) вредных условиях труда, а также не лишает его права на обращение в соответствующие органы и организации для проведения государственной экспертизы условий труда.

Если по результатам проведения аттестации будет установлено, что на конкретном рабочем месте условия труда соответствуют нормативным требованиям по охране труда, то в соответствии с ч. 4 ст. 219 НК РФ для таких работников компенсации не устанавливаются.

А вот что делать, если в результате аттестации будет установлено, что условия труда не соответствуют нормативам, то есть являются вредными, в Письме Федеральной службы по труду и занятости ничего не сказано.

Служба посетовала лишь на то, что в настоящее время Правительством РФ не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления и размеры предоставляемых работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Впрочем, это не должно останавливать работодателей от выплаты компенсации, которая предусмотрена ст. 147 ТК РФ.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.07.2005 № А68-АП-379/12-04 рассмотрел ситуацию, когда инспекторами профсоюзной инспекции труда были проведены независимая экспертиза условий труда и аттестация рабочих мест, по результатам которых приказом директора ООО был утвержден Перечень рабочих мест с условиями труда, не соответствующими нормам, и установлена доплата в размере 4% от тарифа в месяц.

Суд решил, что отсутствие нормативных актов по этому вопросу, принимаемых Правительством РФ, не влияет на возможность отнесения доплат, установленных трудовым договором работникам за указанные условия труда, к расходам на оплату труда.

Ведь эти доплаты производятся в соответствии со ст. 147 ТК РФ и трудовыми договорами, поэтому они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку п. 25 ст. 255 НК РФ предусматривает отнесение подобных расходов к расходам на оплату труда.