1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1510

Сверхвнимание к убыточным организациям

В целях создания условий для стабильного развития экономики, повышения финансово-экономической устойчивости бюджета субъектов РФ, повышения налоговой дисциплины организаций в более чем 20 регионах России организована работа с убыточными организациями, направленная на их сокращение. Москва вошла в число передовиков процесса улучшения экономического состояния своего региона.

Каждая пятая организация крупного и среднего бизнеса, действующая на территории Москвы, является убыточной, следствием чего федеральный и региональный бюджеты недополучают сумму налога на прибыль. Кроме того, деятельность организаций, имеющих убытки, приводит, как правило, к их неплатежеспособности и низкому уровню оплаты труда работников. Именно такая ситуация зафиксирована в отношении 20% московских организаций.

С таких неутешительных статистических данных начинается Постановление Правительства Москвы от 17.06.2008 № 528-ПП «О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями» (далее — Постановление № 528-ПП).

Борьба с убыточными организациями началась еще в 2006 г. с принятием Распоряжения Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП (далее — Распоряжение № 867-РП), которым утверждено Положение о межведомственной комиссии, на которую возложены функции организатора сокращения числа убыточников.

 

Признаки убыточных организаций

Впервые признаки убыточных организаций, с которыми следует разобраться межведомственной комиссии, появились в Распоряжении № 867-РП, а теперь закреплены в Постановлении № 528-ПП. В списки убыточных организаций включаются:

  • организации всех форм собственности, имеющие доходы от реализации 100 млн руб. в год и выше при наличии финансовых (бухгалтерских) убытков за 2 и более отчетных периода и (или) низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающие полноту уплаты налогов и страховых взносов;
  • организации, имеющие финансовые (бухгалтерские) убытки за 2 и более отчетных периода при значительных доходах, а также организации с низким уровнем оплаты труда;
  • организации, осуществляющие деятельность в высокодоходных сферах экономики и уклоняющиеся от выполнения рекомендаций комиссии (рабочих групп) УФНС по г. Москве по легализации объектов налогообложения;
  • организации, допустившие нарушения налогового законодательства при формировании убытков прошлых налоговых периодов и продолжающие отражать убытки в текущей налоговой отчетности;
  • промышленные и научные ФГУПы, имеющие финансовые (бухгалтерские) убытки за 2 и более отчетных периода и (или) низкий уровень оплаты труда, а также фактически прекратившие деятельность;
  • ГУПы г. Москвы, имеющие убытки за трехлетний период и (или) низкий уровень оплаты труда, а также фактически прекратившие деятельность.

            СПРАВКА

Прежде чем попасть на разборки в межведомственную комиссию, убыточную организацию «обрабатывают» рабочие группы, организуемые по отраслевому принципу (при отраслевых ведомствах исполнительной власти г. Москвы) и территориальному (при префектурах административных округов г. Москвы).

 

К СВЕДЕНИЮ!

К высокодоходным сферам Постановлением № 528-ПП отнесены: топливно-энергетическая, банковская, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом, сдача в аренду имущества.

 

Постановление № 528-ПП пришло на смену ранее утвержденному этим же ведомством Постановлению от 03.04.2007 № 234-ПП «О защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными предприятиями» (далее — Постановление № 234-ПП). Этот документ был принят главным образом для борьбы с «отсутствующими должниками», упрощенный порядок ликвидации которых предусмотрен Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Новым Постановлением эта категория не забыта. В отношении их Федеральной налоговой службе по г. Москве в новом Постановлении поручено активизировать работу по возбуждению дел о банкротстве организаций, ведущих убыточную деятельность, имеющих просроченную задолженность по платежам в бюджет соответствующего уровня и (или) государственные внебюджетные фонды и обладающих признаками банкротства.

 

К СВЕДЕНИЮ!

Признаками банкротства согласно п. 2 ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» является неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Сумма задолженности при этом должна быть свыше 100 000 руб.

 

С появлением Постановления № 528-ПП можно говорить о продолжении борьбы с убыточными предприятиями. Вместе с тем власти города теперь будут больше акцентировать внимание не на отсутствующих должниках, а на организациях, имеющих убытки от финансово-хозяйственной деятельности и (или) выплачивающих заработную плату своим работникам ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в городе, именуемых в Постановлении «проблемными» организациями.

 

СПРАВКА

Прожиточный минимум в Москве за I квартал 2008 г. для трудоспособного населения составил 7288 руб. (Постановление Правительства Москвы от 13.05.2008 № 392-ПП).

 

Чего ждать от Постановления?

В отношении проблемных бюджетных организаций, осуществляющих деятельность в отраслях и сферах конкурентного сектора экономики, Постановлением № 528-ПП Департаменту имущества города Москвы предписано принимать решения об их ликвидации. Такое же решение будет приниматься в отношении московских ГУПов, фактически прекративших свою деятельность.

Включение организации в списки проблемных обернется пристальным вниманием к самой организации, ее руководству, которое будет приглашаться на встречи с рабочими группами и межведомственной комиссией для выяснения истинных причин убыточности организации и (или) нарушений социальных прав трудящихся.

Помимо повышенного внимания одних структур власти проблемников, имеющих просроченную задолженность по налогам и сборам более чем за 2 отчетных периода, ждет игнорирование другим ведомством, через которое можно получить в аренду более дешевое нежилое помещение. С такими организациями Постановление № 528-ПП запрещает заключать и продлевать договоры аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы.

С проблемными организациями теперь будут разбираться в соответствии с утвержденным Порядком (Приложение к Постановлению № 528-ПП), в котором обобщены критерии отбора проблемных организаций и предложена схема взаимодействия органов власти по вопросу выявления неправомерно показанных убытков и (или) выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Участники схемы остались неизменными: с одной стороны, проблемная организация, с другой — представители властных структур в лице отраслевых, территориальных рабочих групп и межведомственная комиссия.

 

А на самом деле…

Несомненно, проводимая Правительством Москвы политика имеет позитивную социальную направленность. Бороться с теневиками, выплачивающими работникам зарплату в конвертах, необходимо. В конце концов недоплаты в бюджет впоследствии скажутся на размерах пенсионного обеспечения каждого, кто задействован в нечестной зарплатной игре. К сожалению, об этом задумываются не все.

Вместе с тем убыточность не порок. К подобным результатам приходит практически каждая организация, находящаяся в начале пути своего бизнеса и честно уплачивающая все налоги. Два, три и более убыточных отчетных периода еще не являются показателем недобросовестности организации, с которой следует «бороться». Самое худшее, что грозит таким организациям, — это затраченное время на выяснение обстоятельств убыточности. При этом надо понимать, что намеренно проводимая политика убыточной деятельности на протяжении длительного периода, несомненно, «экономит» на налогах. В этом случае придется потратить время на общение с представителями властных структур и подготовить документацию, обосновывающую убыточность.