Перелетные трудяги

| статьи | печать

Проблема бесконтрольных миграционных потоков в СНГ чрезвычайно обострилась, констатировали в июне эксперты на минском заседании Исполнительного комитета Содружества, а затем на экономическом форуме торгово-промышленных палат в Астане.

Совет глав стран СНГ еще 5 октября 2007 г. в Душанбе учредил единый орган — Совет руководителей миграционных органов, который должен координировать весь спектр миграционных проблем. Но ситуация осложняется тем, что в государствах Содружества вопросы регулирования миграции находятся в компетенции разных ведомств, преследующих различные интересы и цели.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России утверждает, что введенное в прошлом году новое российское миграционное законодательство существенно упростило процедуру учета иностранцев, что позволило в 2 раза увеличить число зарегистрированных граждан (свыше 6 млн) и выдать разрешение на работу более 2 млн человек.

В 2007 г. Россия впервые ввела квоту на иностранных работников, пересекающих границу в безвизовом режиме, а сумма штрафа за каждого нелегала на производстве поднята до 800 тыс. руб. Эти меры, по заключению ФМС, позволили снизить объем нелегальной трудовой миграции как минимум в 2 раза, и сегодня нелегалов в стране не больше 5—7 млн.

Казахстан пошел по тому же пути и в прошлом году провел акцию по легализации трудовых мигрантов из стран СНГ. Однако, по наблюдению председателя Сената парламента Республики Казахстан Касыма-Жомарт Кемелулы, административная лояльность лишь стимулировала новую волну иммигрантов в страну.

Кыргызстан тоже решил серьезно заняться собственными кадрами. В стране действует Центр независимой профессиональной оценки квалификации взрослого населения. Торгово-промышленная палата республики второй год реализует проект по вовлечению работодателей в процесс подготовки и переподготовки специалистов, а также оценки качества работы учебных заведений и предлагает создать единые для СНГ образовательные стандарты, чтобы, например, плотник, подготовленный в Нарыне или Таласе, соответствовал требованиям, предъявляемым рабочим в Томске или Москве.

Молдова в нынешнем году надеется на инвестиционный бум, который обеспечит особо благоприятный налоговый климат и автономные торговые преференции, предоставленные стране Евросоюзом. Поэтому молдаване, как и киргизы, взялись за подготовку квалифицированных специалистов, но не на экспорт, а для внутреннего пользования. Так что молдавских гастарбайтеров в России может поубавиться.

Совет руководителей торгово-промышленных палат СНГ 18 июня 2008 г. на экономическом форуме в Астане (Казахстан) обобщил все предложения коллег и одобрил инициативу ТПП России по развитию информационного портала, в котором будут собраны сведения обо всех перемещениях трудовых мигрантов. Совет ТПП Содружества объявил, что намерен на его основе учредить некий межгосударственный банк данных по спросу и предложению рабочей силы. Этот единый институт СНГ будет координировать подготовку и переподготовку специалистов, а также вести мониторинг условий труда и быта мигрантов в странах СНГ. В Астане также был одобрен проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей в СНГ, которую главы правительств стран СНГ могут подписать в ноябре 2008 г. на заседании Совета в Бишкеке (Киргизская Республика).


К СВЕДЕНИЮ

По прогнозу Росстата, к 2010 г. миграционный поток в Россию может вырасти до 19 млн человек при российском дефиците трудовых ресурсов в 2 раза меньше (в пределах 9 млн человек).


НА БЕРЕГУ НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД

Ситуацию комментирует заместитель директора Департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проектов Исполкома СНГ Филипп ЛОЗОВАН:

— Неравномерное социально-экономическое развитие и несогласованная миграционно-трудовая политика стран Содружества раскачивают стихийные волны людских потоков.

По оценкам Межгосударственного статистического комитета СНГ, трудовые ресурсы интеграционного объединения составляют около 175 млн человек. При этом число официально зарегистрированных безработных по Содружеству колеблется от 0,3% в Узбекистане до 8,3% в Кыргызстане. Дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу растет. И то, что казалось странным и несуразным еще 10—15 лет назад, теперь стало реальностью для многих экономик: на местных рынках не хватает квалифицированных кадров, причем подчас в традиционно развитых отраслях экономики, а качество подготовки специалистов не соответствует рыночному спросу. Что особенно печально, невостребованными остаются молодые люди, которые только-только получили профессию и определенную квалификацию и сразу оказались невостребованными на рынках труда.

Экономический совет СНГ еще в декабре 2000 г. одобрил Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств — участников СНГ. Этот интеграционный документ был призван создать условия для беспрепятственного перемещения рабочей силы по территории Содружества с учетом баланса социальных и экономических интересов и особенностей национального законодательства каждого государства.

Однако Концепция осталась бумажным «памятником» добрых пожеланий и намерений, а плодотворная идея создания общего рынка труда СНГ была сведена к полицейской борьбе с нелегальной миграцией. Проекты, без которых невозможно эффективно использовать иностранных рабочих, закрыты или отложены. Так, признано нецелесообразным создание Единой автоматизированной базы данных состояния национальных рынков рабочей силы и системы мониторинга свободных рабочих мест. Ненужными оказались разработки требований к образовательным стандартам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Более 7 лет эксперты СНГ не могут сформулировать План мероприятий создания нормативной базы по труду, а также создать Межгосударственный классификатор рабочих профессий и должностей служащих.

Россия и Казахстан больше других партнеров по СНГ страдают от бессистемного наплыва рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Но массовая миграция стала бичом и для стран-доноров, где наблюдается исход специалистов, а как следствие, застой экономического развития и рост социальной напряженности в обществе.

Общий рынок труда Содружества хоть и не закреплен нормативно-правовыми документами, не организован, но он есть. Страны-реципиенты устанавливают квоты на иностранную рабочую силу из ближнего зарубежья. А Межгосударственный статистический комитет СНГ обобщает данные национальных рынков труда.

Но продолжая плыть по течению, страны СНГ постепенно переходят в формат двусторонних и групповых отношений (ЕврАзЭС и других интеграционных объединений), пытаясь на локальном уровне решить социально-трудовые проблемы перехода к более глубокой интеграции. Успехи на этих площадках, а также исторические взаимосвязи и взаимозависимости создают предпосылки для формирования единого эффективного общего рынка труда со 175-миллионным ресурсом вопреки всем бюрократическим препонам.

Естественно, одними только правовыми нормами и укреплением взаимодействия ведомств тут не обойтись. Проблему можно решать, балансируя спрос и предложение на рабочую силу. Но для этого надо создать базу данных трудовых ресурсов, классификатор профессий и должностей, согласованно и целенаправленно готовить специалистов. В этот процесс должны быть включены все заинтересованные организации СНГ: социально-экономические ведомства государств, бизнес-сообщества (работодатели), агентства занятости (в том числе и частные), профсоюзы, то есть все гражданское общество. Именно такой подход, согласованный на всех горизонтальных уровнях, сможет обеспечить принятие оптимальных решений по столь сложной проблеме. В противном случае вопросы трудовой миграции не найдут полноценной реализации.


МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ ИЗ СТРАН СНГ, ЧЕЛ.

1997

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Прибывшие в Рос-

сийскую Федера-

цию — всего

597 651

359 330

184 612

129 144

119 157

177 230

186 380

286 956

в том числе:

из стран СНГ

571 903

346 774

175 068

119 661

110 374

168 598

177 657

273 872

Азербайджан

29 878

14 906

5635

4277

2584

4600

8900

20 968

Армения

19 123

15 951

6802

5124

3057

7581

12 949

30 751

Беларусь

17 575

10 274

6841

5309

5650

6797

5619

6030

Грузия

24 517

20 213

7128

5540

4886

5497

6806

10 595

Казахстан

235 903

124 903

55 706

29 552

40 150

51 945

38 606

40 258

Киргизия

13 752

15 536

13 139

6948

9511

15 592

15 669

24 731

Республика

Молдова

13 750

11 652

7562

6391

4816

6569

8649

14 090

Таджикистан

23 053

11 043

5967

5346

3339

4717

6523

17 309

Туркмения

16 501

6738

4531

6299

3734

4104

4089

4846

Узбекистан

39 620

40 810

24 951

21 457

14 948

30 436

37 126

52 802

Украина

138 231

74 748

36 806

23 418

17 699

30 760

32 721

51 492

ИСТОЧНИК: РОССТАТ

ЧИСЛЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В 2007 ГОДУ, МЛН ЧЕЛ.

Государство

Всего

населения

Трудовые

ресурсы

Азербайджан

8,6

5,4

Армения

3,2

2,1

Беларусь

9,7

6,2

Грузия

4,4

2,4

Казахстан

15,62

10,0

Кыргызстан

5,2

3,0

Молдова

3,6

1,7

Россия

142,0

92,4

Таджикистан

7,2

4,0

Туркменистан

6,7

3,6

Узбекистан

27,7

14,4

Украина

46,22

30,6

ИТОГО

280,1

174,8


ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБАХ ЗАНЯТОСТИ (НА КОНЕЦ ГОДА), ТЫС. ЧЕЛ.

2004

2005

2006

2007

Азербайджан

56

56

54

51

Армения

109

89

85

75

Беларусь

83

68

52

44

Грузия

47

30

32

31

Казахстан

118

94

75

55

Кыргызстан

58

68

73

71

Молдова

21

22

20

19

Россия

1920

1830

1742

1553

Таджикистан

39

44

47

52

Туркменистан

...

...

...

...

Узбекистан

35

34

37

36

Украина

982

882

759

642

По Содружеству

3467

3210

2976

2629


СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОЛЛ.

2004

2005

2006

2007

Азербайджан

101,2

130,7

166,8

249,4

Армения

81,4

113,7

149,7

226,5

Беларусь

160,6

215,2

271,2

326,2

Грузия

81,8

112,8

Казахстан

208,3

256,3

323,5

434,4

Кыргызстан

52,5

63,7

81,4

107,0

Молдова

89,5

104,7

129,2

170,0

Россия

234,0

302,5

391,1

529,0

Таджикистан

20,8

26,8

35,2

53,1

Узбекистан

52,2

Украина

110,8

157,3

206,2

267,5

ИСТОЧНИК: СОВЕТ ТПП СНГ