1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1061

И числом и уменьем — получается «как всегда»

Одной из основных проблем становления местного самоуправления официальные лица и эксперты называют дефицит квалифицированных кадров, готовых к решению поставленных муниципальной реформой задач. По данным Росстата, на муниципальной службе в начале лета было занято 340,1 тыс. человек. И лишь 12,1% из них согласно мониторингу Минрегионразвития повысили квалификацию в прошлом году. Причем только 51% местных чиновников имеет стаж муниципальной или государственной гражданской службы.

За 2007 год число муниципальных служащих увеличилось на 8200 человек, но качество муниципального управления оставляет желать лучшего.

Дипломы разные важны

Образовательный уровень муниципальных служащих достаточно высокий. 71,5% имеет высшее образование, 24,8 — среднее специальное и 3,7% — среднее образование. Но мало у кого есть профессиональная подготовка по государственному и муниципальному управлению. В сельской местности на муниципальную службу поступают главным образом специалисты агропромышленного комплекса, учителя, работники культуры и сферы обслуживания. В городах разброс по базовому образованию шире. К примеру, в частности за счет отставных военнослужащих.

В последнее время поставщиком кадров для местной власти становится бизнес. Плохо это или хорошо — говорить еще рано, поскольку подходы к методам управления у бывших менеджеров небедных хозяйствующих субъектов иные, чем во властных структурах с их незначительной финансовой и материальной базой. Есть, правда, надежда, что «крепкий хозяйственник» на муниципальной службе не потеряется.

Работа в муниципалитетах и представительных органах муниципальных образований регламентируется наравне с трудовым законодательством двумя законами — «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) и «О муниципальной службе в РФ» (от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Исполняя положения нормативно-правовых актов, региональные власти прежде всего наращивают собственную направляющую силу в вопросах кадровой политики на своей территории и сообразно этой цели организуют учебу местных чиновников и выборных лиц в муниципальных образованиях. Но если в Курской области в прошлом году повысили квалификацию 42,2% муниципальных служащих, то в Нижегородской области — только 0,9%.

В целом по стране прошли повышение квалификации на курсах и обучающих семинарах менее 40 тыс. человек. Системная работа по подготовке муниципальных кадров налажена только в Тверской области. Там открыто 12 межмуниципальных методических центров, к каждому из которых «подвязаны» 3—4 близлежащих района. Обучение в них организовано с октября 2006 г., когда был подписан трехсторонний договор между администрацией Тверской области, Академией народного хозяйства при Правительстве РФ и Тверским филиалом Северо-Западной академии государственной службы.

Каждый сверчок знай свой шесток

По действующему законодательству замещение должностей муниципальной службы в отличие от государственной гражданской службы осуществляется на основе трудового договора (контракта). Это позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе множество норм трудового законодательства. Государственный гражданский служащий, как известно, занимает должность по служебному контракту.

В 76 субъектах РФ приняты и действуют свои законы о муниципальной службе и о квалификационных требованиях к муниципальным служащим. Только в 5 субъектах отсутствуют такие нормативно-правовые акты.

Различные вознаграждения за труд получают местные чиновники и госслужащие. По данным Федеральной службы государственной статистики, в I квартале 2008 г. «среднемесячная начисленная заработная плата» среднестатистического российского муниципального служащего была на 900 руб. меньше, чем у среднестатистического государственного гражданского служащего — 19,6 тыс. руб. против 20,5 тыс. руб. Но если взять среднюю оплату труда в органах госвласти субъектов РФ (27,5 тыс. руб.), то разница в зарплате на региональном уровне составляет уже 7900 тыс. руб. Это примерно половина среднего заработка трудоспособного россиянина в I квартале (без учета субъектов малого предпринимательства).

Естественно, это как средняя температура по больничной палате. Где-то муниципальные служащие мечтать не могут о 19,6 тыс. руб., а где-то получают значительно больше этой суммы. Разрыв в зарплате связан с уровнем экономического развития субъекта Федерации, со статусом муниципального образования: в сельских администрациях оклады на порядок ниже, чем в мэриях. Но в любом случае размер оплаты труда зависит не столько от благополучия вышестоящего бюджета, сколько от благоволения его распорядителя — исполнительного органа госвласти субъекта РФ, поскольку доходы местных бюджетов в массе своей формируются за счет субсидий, субвенций и дотаций из региональных бюджетов. Кто платит, тот и музыку заказывает.

Исключенное слово исключило города

Одновременное изменение в законодательстве о местном самоуправлении и об охране окружающей среды лишило городские округа имущества, предназначенного для организации и осуществления экологического контроля.

Подписанный не прошлой неделе Президентом РФ Закон «О внесении изменения в ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (от 24.06.2008 № 93-ФЗ) внес только одну поправку — исключил из п. 2 ст. 64 указанного Закона (от 10.01.2002 № 93-ФЗ) слово «муниципальный». Сделано это, по заключению Государственно-правового управления президентской администрации, чтобы устранить несоответствие между отдельными положениями двух законов — об охране окружающей среды и о местном самоуправлении.

Дело в том, что еще раньше, 31 декабря 2005 г. (Закон

№ 199-ФЗ), из перечня полномочий органов местного самоуправления были исключены вопросы, касающиеся муниципального экологического контроля. В соответствии с этим изменением год спустя Законом № 258-ФЗ из Муниципального закона был исключен п. 4 ч. 3 ст. 50, по которому в собственности муниципальных районов могло находиться имущество для организации и осуществления экологического контроля.

Муниципальное сообщество никак не прореагировало на эти изменения в законодательстве, что лишний раз свидетельствует о недостаточной квалификационной подготовке местных кадров. Возможно, сейчас юристы спохватятся и увидят, что исключение одного слова теперь уже из Закона об охране окружающей среды автоматически лишило городские округа (а это региональные столицы и города, равные им по численности населения и экономическому потенциалу!) не только имущества, но и, возможно, даже права осуществлять экологический контроль. Ведь согласно ч. 4 ст. 50 Муниципального закона «в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в ч. 2 и 3 настоящего Закона», в которых перечисляется имущество поселений и муниципальных районов. Но если в ч. 3 исключен п. 4, значит, он исключен и для городских округов. Два года этого не видели чиновники в мэриях крупных городов.

СРЕДНЯЯ ЧИСЛЕННОСТЬ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО ТИПАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА 01.01.2008), ТЫС. ЧЕЛ.

Городской округ

271,8

Муниципальный район

73,5

Городское поселение

11,9

Сельское поселение

4,8

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ