Как снизить налоговый риск?

Отвечает Денис Корнилов, ЗАО «Фирма «КОРН-АУДИТ»
| статьи | печать

Из судебной практики мы знаем, что в настоящее время налоговая инспекция при проведении выездных проверок начисляет налоги, пени и штрафы в случае, если установит, что хозяйственные отношения оформляются с несуществующими либо недобросовестными контрагентами. Скажите, как снизить риск возникновения спора с налоговым органом, ведь никто не застрахован от заключения контракта с фиктивной фирмой?

Действительно, в настоящее время существует практика начисления налогов, пени, штрафов в связи с тем, что, по мнению налоговой инспекции, отдельные налогоплательщики, желая необоснованно получить налоговую выгоду, заведомо оформляют хозяйственные отношения с несуществующими либо недобросовестными контрагентами.

Понятие необоснованной налоговой выгоды и критерии, определяющие ее наличие в действиях налогоплательщика, сформулированы в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В частности, ВАС РФ указывает на то, что необоснованная налоговая выгода имеет место тогда, когда хозяйственные отношения является фиктивными, а не реальными, когда контрагент по сделке не состоит на учете в налоговой инспекции, не платит налоги и прочее. Кроме того, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Для снижения риска возникновения спора с налоговой инспекцией, как правило, рекомендуется вести своеобразное досье на каждого своего контрагента, которое будет содержать сведения о юридическом статусе контрагента, его деловой репутации на рынке, правильности представляемых для заключения сделки документов и пр. По нашему мнению, досье на контрагента может включать в себя:

  • документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, счета- фактуры, накладные. К числу таких документов можно отнести протокол о назначении генерального директора или договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании, доверенность, подтверждение полномочий лица, выдавшего доверенность. Следует учесть, что без доверенности от имени организации может действовать только руководитель. Полномочия прочих лиц на подписание должны подтверждаться доверенностями и приказами;
  • выписку из единого государственного реестра юридических лиц. Данная выписка может быть предоставлена налоговым органом по запросу налогоплательщика. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату (ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • справку из налогового органа о фактах привлечения контрагента к ответственности за неуплату налогов, о наличии задолженности по налогам. Законодательных препятствий для получения такой справки нет. Дело в том, что сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения налоговой тайной не являются (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
  • копию учредительных документов. Данные копии могут быть получены только у контрагента. Законодательством не предусмотрена обязанность выдачи копий учредительных документов третьим лицам в необходимых случаях;
  • копию свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет контрагента. Названные документы также могут быть истребованы только у контрагента;
  • копию паспортных данных руководителя и главного бухгалтера;
  • при заключении договора также может быть истребована копия или запрошен для обозрения договор аренды помещения или другие документы, подтверждающие факт нахождения контрагента по адресу, заявляемому в договоре, счете-фактуре и прочих необходимых для оформления документах. Для устранения сомнений в том, что контрагент действительно расположен по заявляемому адресу, налогоплательщик может предложить провести подписание сделки в офисе контрагента.

В случае если все необходимые документы будут представлены контрагентом, то при возникновении спора с налоговой инспекцией данные документы будут служить доказательством не только осмотрительности и осторожности, но и реальности осуществления сделок.