Белые тапочки. Качество – мировое

| статьи | печать

Возможно, уже в январе будущего года Россия станет членом ВТО и ей придется выполнять взятые обязательства по постепенному снижению пошлин. В новых условиях работы всем российским предприятиям потребуется энергично повышать свою конкурентоспособность. Бизнес, который не сможет подготовиться к новым правилам, проиграет. Об этом шла речь на конференции «ВТО и потребительский рынок России», организованной ТПП РФ.

Вступив в ВТО, Россия не открывает, а лишь приоткрывает рынок, заявил Андрей Кушниренко, заместитель директора Департамента торговых переговоров МЭРТ России. Особой таможенно-тарифной политики не предвидится. Новизна будет состоять в том, что, связав ставки – подписавшись на их определенный уровень, – его сложно будет «перепрыгнуть».

В течение трех лет после присоединения к ВТО будут обнулены ставки пошлин на компьютеры и средства для их производства (порядка 400 наименований). Также нулевые ставки введут на сырье и сырьевые полуфабрикаты, которых в России нет, не хватает в достаточном объеме или они не отвечают требованиям по качеству. В отношении потребительских товаров ставка в течение трех-четырех лет понизится с 15 до 10%.

Полную информированность об условиях присоединения бизнес получит «на стыке II и III кварталов», пообещал

А. Кушниренко, когда на сайте МЭРТ будут вывешены договоренности по всем 11 000 позиций товарной номенклатуры. Там же будут расписаны по годам обязательства по снижению ставок.

Возможные механизмы защиты рынка после присоединения к ВТО:

  • компенсация странам, с которыми достигнуты договоренности на определенные условия, уступками по другим позициям;
  • введение защитных пошлин или защитных квот;
  • введение технических регламентов и стандартов.

 

 

 

 

Готовыми к конкуренции на отечественных рынках считают себя лишь четверть российских предприятий, на рынках СНГ – 18%, в дальнем зарубежье – 9, а готовыми к членству в ВТО – 10%, сообщил Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. За последние 15 лет не более 5% предприятий сумели модернизироваться, да и те сосредоточены в основном в Москве, Центральном регионе с высокой стоимостью рабочей силы. Сюда же, по существу, направляется и большая часть иностранных инвестиций.

По экспертным оценкам, из 1027 городов и поселков городского типа, а также 152 тысячи сельских населенных пунктов экономический рост и конкурентоспособность предприятий возможны лишь всего в 140 точках (а по оценкам ВТО, всего в 18).

На свободных рынках выигрывать будет только тот, кто действительно готов конкурировать, чья продукция отвечает международным стандартам качества, а системы управления соответствуют стандартам ISO 9001:2000. Значит, главная задача отечественных предпринимателей сегодня – готовиться к приходу зарубежных конкурентов, усиливая свой бизнес, улучшая маркетинговую политику и повышая качество управления.

А. Борисов напомнил, что переговоры ведут госчиновники, а работать по правилам ВТО придется бизнесу. Вступает в торговую систему вся страна, но решать возникающие проблемы придется каждой компании в отдельности.

Конкурентоспособность страны в мировых хозяйственных связях определяется в конечном счете готовностью к этому отдельных компаний и бизнес-структур. В силу этого увеличивается роль человеческого фактора в соревновании за эффективность, рентабельность и внимание потребителя, и она будет только расти.

 В большинстве аналитических статей и деловых записок речь идет о необходимости участия государства в выработке стратегии защиты, в поддержке инвестиций и отдельных отраслей. Особо рассчитывать на это не следует, считает глава Комитета ТПП РФ.

Исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев напомнил, что сейчас в России идет быстрое развитие торговых сетей. И они реализуют в том числе и товары российского производства. После вступления в ВТО и обнуления пошлин иностранцы начнут завозить в основном товары зарубежных производителей, вытесняя отечественные с рынка.

Сегодня российские сетевые компании еще обладают таким конкурентным преимуществом, как знание рынка и психологии потребителя. Однако иностранные гиганты – «Икеа», «Рамстор», «Ашан» и другие – тоже активно осваивают наш рынок. Но в отличие от нас у них большой управленческий опыт, они активнее используют все новинки в управлении производством, обладают «длинными» и «дешевыми» финансовыми ресурсами.

По мнению Б. Фантаева, надо уже сейчас начинать жестче регулировать процесс развития иностранных торговых сетей. Иначе от «магазинов-убийц» (а именно так называют «Метро», «Ашан» и другие подобные компании за рубежом, поскольку в радиусе нескольких километров вокруг себя они душат всю торговлю) пострадают и отечественные товаропроизводители.