1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1111

Требуются аукционисты

За два с половиной года действия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (от 21.07.2005 № 94-ФЗ) рынок муниципальных закупок еще не приобрел четких очертаний. По-прежнему отсутствует выверенный механизм формирования, финансирования и удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Не случайно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) как главный в стране контрольный орган за совершаемыми на этом рынке операциями намерена создать структурные подразделения в каждом субъекте РФ.

Чиновники по жалобам

Расширение штатного расписания потребовалось, по словам статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского, в связи с необходимостью более оперативного досудебного разбирательства спорных моментов между участниками рынка государственных и муниципальных закупок. Поток взаимных упреков растет подобно снежному кому.

В 2006 г., когда Закон вступил в силу, работниками ФАС было рассмотрено 2,5 тыс. жалоб. В 2007 г. этот показатель вырос до 10 тыс. разбирательств. За первое полугодие текущего года рассмотрено около 4,5 тыс. взаимных претензий, и до конца года их число может вырасти до 18—20 тыс. С увеличением подразделений ФАС возможность быстрого рассмотрения спорных моментов появится в каждом регионе.

Тем не менее, как и писала «ЭЖ» (№ 42, 2007 г.), рынок муниципальных закупок становится постепенно самостоятельной сферой экономики. Он, по свидетельству директора Института подготовки кадров Российской академии государственного управления при Президенте РФ Андрея Храмкина, все больше привлекает внимание хозяйствующих субъектов. По его мнению, правовой нигилизм в этой сфере постепенно перебарывается, и во многом под влиянием антимонопольной службы, выступающей одновременно арбитром и консультантом.

Но коллизии остаются. К примеру, в случае с недобросовестным поставщиком заказчик вынужден терять много времени на исправление ситуации. Скажем, не исполняется муниципальный контракт по поставкам мазута на обогрев населенного пункта и на то, чтобы разорвать в судебном порядке соглашение, возместить нерадивому исполнителю заказа его аванс, разместить новый заказ, требуется 3—4 месяца... А в домах от этого теплее не станет, да и зима закончится.

Источник споров — неверная трактовка законов

Большинство экспертов называют 2 основные проблемы в сфере государственного и муниципального заказа, которые чаще всего встречаются. Это несовершенство Закона, в частности, наличие в нем двусмысленных толкований, а также разночтений с другими нормативно-правовыми актами.

И недостаточная правовая культура заказчика, отсутствие у него необходимых навыков работы.

В самом деле, закупками должны заниматься профессионально подготовленные люди. Неквалифицированным людям проводить закупки, те же аукционы, к примеру, объективно трудно. Нужны, конечно, не виртуозы аукционного молотка, но даже торги проводить должны профессионалы, не говоря уже об оформлении доконкурсных и послеконкурсных документов.

Опрошенные «ЭЖ» эксперты не упомянули почему-то так называемый человеческий фактор, из-за которого часто возникают ненужные конфликтные ситуации. Только начальник отдела рассмотрения жалоб ФАС Александр Пудов отметил, что даже заказчики зачастую трактуют заказ так, как им удобно. Порой они включают в список конкурсной заявки документы, не предусмотренные законодательством. В конкурсные комиссии нередко попадают заинтересованные лица, что запрещено законом. В частности, по данным Генпрокуратуры РФ, в извещениях о муниципальном заказе могут отсутствовать конкретные даты и сведения об объеме работ и услуг, количестве товаров, встречаются также нарушения сроков опубликования самих уведомлений о предстоящих торгах.

Поспеть бы за изменениями в Законе

По числу поправок, дополнений и изменений Закон о государственных и муниципальных закупках мало в чем уступает Закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). По состоянию на 1 июля 2008 г. в него внесено 369 дополнений, изменений и поправок. Все они — продукт правоприменительной практики, который свидетельствует о далекой от жизни законотворческой деятельности представительной и исполнительной власти.

Так, ни годами заседающие в Госдуме депутаты, ни правительственные чиновники «не заметили», что некоторые положения Закона № 94-ФЗ противоречат Гражданскому кодексу.

В ГК РФ, например, четко прописан порядок расторжения договоров в одностороннем порядке, а 94-й Закон не допускает такой возможности. Хотя в ст. 9 Закона указано, что «муниципальный контракт — это договор, заключенный заказчиком в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего договора».

По Гражданскому кодексу победителем аукциона считается участник, предложивший наивысшую цену на торгах, а по Закону № 94-ФЗ победителем объявляется участник, предложивший наименьшую цену. В Ассоциации экспертов по госзакупкам считают, что при заключении контрактов на выполнение государственных и муниципальных заказов следует все же руководствоваться специализированным законом, который предусматривает частные случаи.

А частностей великое множество. К примеру, не менее 10%, но не более 20%, государственных заказов должны отдаваться на исполнение субъектам малого предпринимательства. Установление минимального порога просто необходимо для поддержки малого бизнеса, но почему не более 20% — не сможет ответить даже сам законодатель. Еще более необъясним ценовой порог, по которому начальная (максимальная) цена товара для местных предпринимателей не может превышать 3 млн руб., а услуг — не более 2 млн руб. В масштабах сельского и городского поселения это вполне допустимые пределы, но в отношении муниципальных районов и городских округов выглядит едва ли не дискриминацией, потому что на исполнение одного вида, скажем, работ надо дробить заказ. А если это касается жилищного строительства, как поступать: заливку фундамента под многоквартирный дом отдать одному исполнителю, возведение стен — второму, установку крыши — третьему, внутреннюю отделку — четвертому? Работа над совершенствованием Закона о государственных и муниципальных закупках еще не завершена. И свои коррективы вносит жизнь.