Россию приподняли

| статьи | печать

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) повысило уровень надежности российской банковской системы. Так оно оценило действия Центробанка и Правительства страны, направленные на поддержку отечественных кредитных структур.

Тем не менее непрозрачность российского финансового сектора и недостатки правовой и надзорной систем создают дополнительные риски для банковского сектора страны в условиях мирового финансового кризиса.

Россия в «большой семерке»

Не так давно рейтинговая служба Standard & Poor’s объявила о повышении уровня надежности российской банковской системы. На основании новой оценки страновых рисков (так называемой оценки BICRA) банковская система России переведена из 8-й группы в более «надежную» группу № 7. Одновременно Standard & Poor’s изменило оценку политики и позиции российского Правительства с точки зрения его склонности предоставлять помощь частным банкам в период мирового финансового кризиса.

Агентство перевело Россию из группы стран, правительства которых «необязательно готовы оказать поддержку», в список государств, где власти «готовы оказать поддержку банковскому сектору». Кроме того, оно подтвердило свою оценку уровня гипотетических валовых проблемных активов (ВПА), которые могут возникнуть в финансовой системе России в случае реализации обоснованного сценария экономической рецессии.

Напомним, что агентство делит банковские системы с точки зрения их подверженности страновым и отраслевым рискам на 10 групп. Соответственно самые сильные из них входят в 1-ю группу, самые слабые – в последнюю.

На протяжении 5 лет банковский сектор России находился в 9-й («средней ясельной». – Ред.) группе. Там нашими «соседями по песочнице» были в основном «банановые республики» Южной Америки и развивающиеся страны Африки, обладающие крайне нестабильной финансовой системой.

Год назад рейтинговая служба переместила нашу банковскую систему уже в «старшую ясельную» группу, в которой пребывали такие страны, как Казахстан, Индонезия и Аргентина. Основанием для этого тогда стали высокий устойчивый рост экономики России, значительный уровень ликвидности и повышение диверсификации банковского бизнеса.

Действительно, многие мероприятия по совершенствованию банковской системы страны, такие, например, как создание эффективной системы страхования банковских вкладов (2004 г.), заслуживали всяческих похвал.

Теперь же российская банковская система по качественным характеристикам, заданным составителями рейтинга, ничуть не уступает таким странам, как Румыния, Турция и Латвия.

Примечательно, что наши ближайшие соседи и главные конкуренты по степени проникновения финансового сектора в экономику – Украина и Казахстан – занимают в настоящее время более скромную позицию в рейтинге.

Получить высокую (но ни в коей мере не завышенную. – Ред.) оценку крупнейшего мирового рейтингового агентства крайне важно для нашей страны, отмечающей на днях юбилей самого черного дня отечественных финансов (см. материал на стр. 1). Ведь наряду с довольно приличными позициями России в рейтингах по кредитоспособности повышение уровня надежности ее банковской системы означает значительное снижение вероятности повторения катастрофического дефолта по внешним обязательствам, имевшего место в 1998 г.

Центробанк оценили... за рубежом

Из отчета уважаемого агентства становится ясно, что пересмотр в сторону улучшения уровня надежности российских банков стал возможен благодаря умелым, оперативным и довольно эффективным действиям Банка России, направленным на поддержание высокого уровня ликвидности российской банковской системы во время мирового финансового кризиса.

В периоды крайнего обострения ситуации с ликвидностью ЦБ максимально удовлетворял запросы частных кредитных структур в рамках аукционов прямого РЕПО.

Кстати, в периоды пикового спроса на краткосрочные кредиты регулятора объем предоставленных средств превышал 200 млрд руб. Кроме того, для пополнения списка коммерческих банков, имеющих возможность воспользоваться финансовой помощью регулятора, ЦБ значительно расширил свой ломбардный список.

Особо стоит отметить заслуги еще одного монетарного ведомства – Минфина. В апреле текущего года был дан старт аукционам по предоставлению коммерческим банкам свободных денежных средств российского бюджета. Первоначально участники рынка восприняли подобную инициативу с некоторым скепсисом: объемы торгов на минфиновской площадке были крайне невысокими – до 10% от предложенных сумм. Но сейчас спрос на средства Минфина уже превышает предложение.

«Данные решения приняты с учетом возросшей нацеленности политического руководства и регулирующих органов России на обеспечение стабильности банковского сектора», – прокомментировала мероприятия монетарных властей заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов Парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. По ее мнению, улучшению профиля рисков банковского сектора способствовали также некоторые факторы структурного характера, в том числе возросшая диверсификация клиентской базы и направлений бизнеса, устойчивость коммерческих и финансовых результатов банков, общее повышение качества менеджмента.

Среди других макроэкономических факторов, благоприятных для банковской системы, аналитики S&P особо отметили следующие:

  • повышение за последнее время кредитоспособности российских промышленных компаний, в том числе не занятых в сырьевом секторе;
  • значительный запас ликвидности в экономике, обеспечиваемый высокими доходами от энергоносителей;
  • рост личного потребления на фоне общего повышения благосостояния в стране.

Унция дегтя

В то же время зарубежные эксперты вынуждены признать, что уровень страновых рисков в России по-прежнему выше, чем на некоторых других сопоставимых рынках. Это объясняется двумя основными факторами – агрессивным ростом кредитования и слабостью институциональной системы.

«Головокружительный рост кредитования, продолжавшийся несколько лет, повышает уязвимость банковского сектора к продолжительному замедлению или прекращению экономического роста в России», – подчеркнула Е. Трофимова.

К институциональным проблемам России, создающим дополнительные риски для банковского сектора, по версии S&P относятся:

  • сохраняющиеся недостатки правовой и надзорной систем России;
  • непрозрачность акционерных структур банков и компаний;
  • пробуксовка банковской реформы из-за сопротивления со стороны влиятельных групп интересов;
  • высокая концентрация кредитного портфеля и ресурсной базы на отдельных контрагентах.

Тот факт, что значительная часть роста бизнеса российских банков финансируется за счет внешних заимствований, создает, помимо прочего, риски рефинансирования, текущей ликвидности и традиционный валютный риск в финансовом секторе.

Следует отметить, что данный перечень ключевых проблем банковского сектора России с завидной периодичностью появляется в аналитических отчетах зарубежных рейтинговых агентств.