1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2037

Приватизация земли под газопроводом

Общество с ограниченной ответственностью на деньги учредителей построило поселковый газопровод. Право собственности на газопровод зарегистрировано в областном УФРС. Газопровод расположен на земле, принадлежащей администрации района. Земля на время строительства газопровода не предоставлялась, и передача никакими документами не оформлялась. Необходимо ли проводить приватизацию земельного участка под газопроводом или он может быть передан в бессрочное пользование? После 01.01.2010 приватизация будет дороже.

А. Анциферов

Сразу обратим внимание на то, что законодательство предусматривает право, а не обязанность приватизировать земли под возведенными объектами.

Несмотря на то что процедура выкупа земель в порядке приватизации достаточно затратная, она является более выгодной, чем оформление земли в аренду. К такому выводу можно прийти, сравнив выкупную стоимость с затратами на аренду, рассчитанную на несколько лет вперед. В любом случае приватизация более выгодна: будет ли она оформлена сейчас или после 2010 года. Обращаем внимание, что приватизация предоставляет ее собственнику возможность получить доход от приобретенной земли, например, путем сдачи ее в аренду или продажи. Вместе с тем земли, на которых размещается газопровод – земли особой категории.

Согласно п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельный участок, занятый объектами системы газо-, нефтеснабжения и иным трубопроводом, относится к землям транспорта в составе земель промышленности и иного специального назначения.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям – собственникам систем  газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Право собственности на газопровод как на объект недвижимости, как указано в вопросе, зарегистрировано на общество. Следовательно, общество является собственником сооружения (линии газопровода), расположенного на определенном земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

Таким образом, общество может по своему выбору либо приобрести данный участок в собственность по цене, установленной органами местного самоуправления, либо получить его в аренду. Но в последнем случае общество утратит право на покупку впоследствии данного земельного участка по цене, установленной органами местного самоуправления. Право выбора закон дает только один раз – либо в аренду, либо в собственность.

Обращаем внимание, что речь идет именно о праве, а не об обязанности. По этой причине общество вообще может не оформлять право собственности или аренды на этот участок. Обязать заключить договор аренды в описанной ситуации вряд ли удастся. Суды при рассмотрении исков отказывают собственникам земельных участков, по которым проходят принадлежащие ответчику линии трудопроводов, в понуждении заключить договор аренды такого земельного участка, поскольку обязанность владельца такой системы заключить с собственником земельного участка договор аренды не предусмотрена законом (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 по делу№А5646221/2006).

Напомним, что Земельным кодексом РФ предусмотрено право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. При этом в соответствии с п. 3 указанной нормы публичные сервитуты могут устанавливаться в частности для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы сотрудники эксплуатирующей организации имели право неограниченного доступа на земельный участок с целью проведения соответствующих работ. Обществу в этом случае не надо платить земельный налог или арендную плату. Так что выбор права принадлежит обществу.

Теперь о возможности приобретения обществом права бессрочного пользования земельным участком. Такая возможность действительно была ранее предусмотрена п. 2 ст. 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». В настоящее время п. 2 исключен (Федеральный закон от 26.06.2007 №118-ФЗ). В свою очередь, общество не относится к числу организаций, кому дозволено иметь земельный участок на праве бессрочного пользования. Напомним, их перечень приведен в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, к ним отнесены: государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Необходимо отметить, что для оформления права на земельный участок следует определиться с его границами. То есть изготовить землеустроительные документы. Тем более что при строительстве газопровода этот вопрос не решался. Согласно п. 6 ст. 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Очевидно, что этими же нормами будут руководствоваться и органы местного самоуправления при определении границ такого земельного участка.