1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Кто в порту хозяин?

Кто в порту хозяин?

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, принятый еще в 2001 году, не дал ответов на многие вопросы во взаимоотношениях государства и бизнеса. «По большому счету в речном порту у нас до сих пор нет настоящего хозяина», – заявил вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов на совместном совещании Морской коллегии при Правительстве РФ и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, состоявшемся в Ростове-на-Дону.

Причин этому печальному факту сам вице-премьер назвал несколько. На государственном уровне так и не определен порядок передачи госимущества в аренду акционерным обществам; не выработано ясных и прозрачных требований к участникам конкурсов на право аренды портовой инфраструктуры; не оформлены границы речных портов; не урегулированы земельные отношения. По образному выражению С. Иванова, в этом замешан «огромный бульон коррупции».

По признанию вице-премьера, решение большинства названных проблем лежит в законодательной плоскости. Вот почему и обсуждались они в формате совещания представителей двух ветвей власти – исполнительной и законодательной.

Его поддержал и ростовский губернатор Владимир Чуб. «Сейчас наблюдается увеличение объемов перевозок речным транспортом, – заметил он. – С одной стороны, это здорово. Но когда перевозится больше металлолома, меня это коробит. У нас в области есть металлургические заводы, которые могут перерабатывать лом на месте. Но нет. Причем порты выступают не столько в роли перевозчиков этого вида грузов, сколько в качестве перекупщиков. Они же все предприниматели, акционерные общества! Претендуют на возврат НДС. А я все время требую у налоговых служб разобраться. Ведь что получается: они здесь покупают металл за 2 копейки и продают его где-то за 2 рубля. А потом требуют возмещения не с 2 копеек, а с 2 рублей».

За 2 недели до этого совещания В. Чуб провел заседание областного Совета по морской деятельности, на котором обсуждался вопрос выноса портовых комплексов за пределы городов и другие насущные проблемы. «Прибрежная территория должна развиваться комплексно, в соответствии с перспективными планами, при наличии необходимой инженерной инфраструктуры. Вот те киты, на которых должна стоять вся система развития портовых зон», – подчеркнул губернатор.

Самый масштабный проект, включенный в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», предстоит реализовать в Ростове, в левобережной портово-промышленной зоне «Заречная». Мультимодальный транспортный логистический узел «Ростовский универсальный порт» с общим годовым объемом переработки грузов 16,5 млн т разместится на площади 400 га. Ориентировочная стоимость проекта – свыше 20 млрд рублей. При его реализации планируется использовать механизм частно-государственного партнерства. Работы по проекту начаты, Азово-Донское пароходство уже инвестировало в него 800 млн рублей и до конца года планирует вложить еще 400 млн.

В Азове до 2010 г. Намерены осуществить в прибрежной зоне 2 инвестпроекта: ЗАО «Азовская судоверфь» собирается построить судостроительный завод; на стадии согласования находится проект создания терминального комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов. Еще 3 стройплощадки намечены в Азовском районе. Правда, областные власти просят своих муниципальных коллег не торопиться с окончательными решениями по размещению в прибрежной зоне новых производств. «Налоги от их деятельности не такие уж значительные, – считает В. Чуб. – А устраивать там всероссийскую перевалку – не то это место».

По окончании совещания Морской коллегии и Комиссии СФ по национальной морской политике С. Иванов сообщил представителям прессы о решениях, принятых в связи с подготовкой к сочинской Олимпиаде: «Морская транспортная система, связанная с подготовкой и проведением Олимпиады-2014 идет достаточно успешно. В районе Сочи планируется реализовать 4 крупных проекта, связанных с морским транспортом. Это строительство грузовых портов, куда морским транспортом будут доставляться стройматериалы и огромное количество инертных грузов: песка, щебня, цемента, необходимых для строительства олимпийских объектов. Два грузовых порта будут созданы восточнее города Сочи, один из них в устье реки Псоу, другой рядом. После Олимпиады эти порты будут преобразованы в марины, места для стоянки яхт и других маломерных судов».

Помимо строительства грузовых портов в самом Сочи предусматривается коренная реконструкция пассажирского порта со строительством длинного мола, который одновременно будет служить причалом для крупных круизных судов типа плавучих гостиниц. Четвертый проект предусматривает строительство 15 причальных сооружений на побережье от Сочи до Лазаревской.

Что же касается ответственности за наносимый вред экологии, то, по словам вице-премьера, уже в скором будущем перевозчики перестанут себя чувствовать столь вольготно. По его поручению в настоящее время готовятся поправки в законодательство, которые предусматривают страхование ответственности компаний-перевозчиков за причиненный окружающей среде ущерб. «Ответственность для транспортных компаний будет разорительная, – заявил С. Иванов. – Логика простая. Если напачкали, надо за собой убирать».