Закон суров, но он закон!

| статьи | печать

Сегодняшняя подборка ответов на вопросы читателей посвящена законодательным запретам и ограничениям. На практике нередко возникают вопросы: вправе ли, например, директор управляющей компании быть членом совета директоров управляемого общества? Можно ли заключить договор доверительного управления акциями, не прошедшими государственную регистрацию? Существуют ли законодательные ограничения на предоставление акционерам информации об обществе? Консультирует Наталья НОВИКОВА, эксперт «КС».

 

Кто тут главный?

Если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющей организации, может ли ее руководитель быть председателем совета директоров управляемого общества?

Акционерный закон четко определяет, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах», далее – ФЗ «Об АО»).

Полномочия единоличного исполнительного органа общества по решению общего собрания могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 1 ст. 69 ФЗ «Об АО»).

Однако законодательно не урегулированным остается вопрос, распространяется ли запрет на совмещение функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров акционерного общества на лицо, являющееся руководителем управляющей компании такого общества?

Законодатель ограничил роль единоличного исполнительного органа, запретив совмещение данной должности с функцией председателя совета директоров. Совет директоров создается в целях наблюдения и контроля над текущей деятельностью общества, руководство которой осуществляет единоличный исполнительный орган, а также ограничения полномочий единоличного исполнительного органа по управлению обществом.

Можно сделать вывод, что одновременное исполнение функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров одним лицом предоставляло бы такому лицу неограниченные полномочия по управлению компанией. Это может привести к неэффективному выполнению советом директоров своих основных функций – наблюдение и контроль. Таким образом, законодатель, вводя норму п. 2 ст. 66 ФЗ «Об АО», установил запрет на делегирование одному лицу слишком широких полномочий по одновременному управлению текущей деятельностью и осуществлению функций председателя наблюдательного органа акционерного общества.

Определим правовое положение управляющей компании и ее сотрудников. Акционерное общество находится с управляющей компанией в гражданско-правовых отношениях согласно договору на оказание услуг по управлению обществом. Если полномочия по осуществлению функций единоличного исполнительного органа передаются управляющей компании, управление обществом производится такой компанией в целом, а не отдельными ее сотрудниками. Сотрудники действуют на основании доверенностей и не состоят с обществом:

  • ни в трудовых отношениях;
  • ни в гражданско-правовых отношениях;
  • не принимают от своего имени управленческих решений;
  • не несут персональной ответственности в случае причинения убытков обществу;
  • не получают от общества вознаграждения за выполнение возложенных на них обязанностей.

Запрет на совмещение выполнения функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров в акционерном обществе распространяется на лицо, непосредственно осуществляющее управленческие функции в акционерном обществе. В случае когда полномочия единоличного исполнительного органа общества делегируются управляющей компании, управленческие функции осуществляет управляющая компания в целом, а не какой-либо из ее сотрудников.

Руководитель управляющей компании состоит в трудовых правоотношениях только с управляющей компанией и непосредственно сам не связан ни трудовыми, ни гражданско-правовыми отношениями с управляемым акционерным обществом. Таким образом, сам он не осуществляет функций единоличного исполнительного органа в обществе. Поэтому назначение руководителя управляющей компании на должность председателя совета директоров управляемого общества законом не запрещено.

Тем не менее, принимая во внимание суть установленного ограничения, такое совмещение будет противоречить надлежащей практике корпоративного управления и негативно воспримется инвестиционным сообществом, если речь идет о публичной компании.

 

Каждый акционер желает знать...

Какие ограничения при предоставлении обществом информации акционеру согласно требованиям ст. 91 ФЗ «Об АО» предусмотрены законодательством, кроме ограничений, накладываемых самим Законом?

Акционерный закон содержит в себе четкие предписания о порядке предоставления информации акционерам, что не позволяет вносить иные положения в устав (ст. 91 ФЗ «Об АО»). Исходя из положений данной статьи информация о деятельности акционерного общества предоставляется 2 способами:

  • путем предоставления акционеру возможности ознакомления с документами, указанными в п. 1 ст. 89 ФЗ «Об АО»;
  • путем получения акционерами копий таких документов.

Документы должны быть представлены в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (п. 2 ст. 91 ФЗ «Об АО»). В то же время законодательство РФ не устанавливает каких-либо определенных сроков для представления акционеру копий запрашиваемых документов.

Как мы уже отмечали, акционер вправе знакомиться с документами общества в соответствии с перечнем, содержащимся в п. 1 ст. 89 ФЗ «Об АО». В этот перечень входят и иные документы, предусмотренные ФЗ «Об АО», уставом общества, внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органов управления, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, список документов, подлежащих хранению в акционерном обществе, расширен Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1007, которым был утвержден Перечень документов, дополнительно подлежащих хранению акционерным обществом, а также Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33 п/с, которым утверждено Положение о сроках хранения документов акционерных обществ, содержащее Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций.

Существуют также Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденный руководителем Федеральной архивной службы 6 октября 2000 г., и Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2007 г.

Следовательно, акционер вправе знакомиться и с документами, указанными в вышеперечисленных нормативно-правовых актах, так как Перечень, приведенный в п. 1 ст. 89 ФЗ «Об АО», не является исчерпывающим.

Итак, формально для акционеров должны быть доступны все документы общества, за исключением ограничений, установленных п. 1 ст. 91 ФЗ «Об АО». Согласно этим ограничениям к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. При этом в случае использования в отношении открытого общества специального права на участие Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция») такое общество обеспечивает представителям РФ, ее субъекта или муниципального образования доступ ко всем своим документам.

Однако не всегда общество жаждет предоставлять информацию в таком объеме и ищет любые способы ухода от этой обязанности. Чаще всего отказывают в предоставлении:

  • информации по причине отнесения ее к конфиденциальной;
  • договоров акционерам, владеющим менее 25% акций, на том основании, что указанные документы относятся к документам бухгалтерского учета;
  • документов, созданных до того момента, когда акционер приобрел акции общества;
  • документов в связи с отсутствием их реквизитов в запросе;
  • документов в связи с истечением срока давности их хранения;
  • списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

 

Точка отсчета

Выпуск акций не прошел госрегистрацию. Будет ли правомерно заключение договора доверительного управления такими ценными бумагами?

Предполагаем, что в вопросе говорится об уже размещенных акциях, регистрация выпуска которых происходит одновременно с регистрацией отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Так или иначе законодательство устанавливает ограничение на обращение ценных бумаг до госрегистрации отчета об итогах выпуска. А так как отчет об итогах выпуска не может быть зарегистрирован ранее решения о выпуске ценных бумаг, то все существующие ограничения распространяются и на рассматриваемый случай.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет, что обращение эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и госрегистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг (ст. 27.6). Под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на эти ценные бумаги.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ст. 1012 ГК РФ). На первый взгляд заключение договора доверительного управления возможно. Однако обратимся еще к одному нормативно-правовому акту, регулирующему данную ситуацию.

В п. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлен запрет на совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Законом запрещается заключение любых сделок с ценными бумагами, в том числе договоров доверительного управления, до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг. Кроме того, до регистрации решения о выпуске ценных бумаг последние не могут признаваться имуществом, соответственно предмет договора доверительного управления не может считаться согласованным, а сам договор – заключенным.