1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 6809

Консервация основных средств

Компании, имеющие на балансе большое количество основных средств, иногда сталкиваются с необходимостью перевода части объектов на консервацию. У работников бухгалтерии при этом возникают вопросы, связанные с документальным оформлением такой операции. Ведь часть документов, которые нужны для подтверждения затрат по консервации при расчете налога на прибыль, придется составлять самостоятельно внутри организации.

 

Порядок перевода основных средств на консервацию

По ряду разных причин, например из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля производства, отсутствия заказов или сырья и т.д., руководству предприятия приходится переводить объекты основных средств на консервацию. Она помогает сохранить характеристики объектов основных средств, необходимые для их эксплуатации в дальнейшем, так как при консервации прекращается использование объектов основных средств, принимаются дополнительные меры для поддержания основных средств в исправном состоянии, ограничивается доступ посторонних лиц к объекту основных средств либо он помещается в специально отведенное для хранения место.

 

Основные документы

Надлежащее документальное оформление консервации – обязательное условие для признания затрат на ее проведение при исчислении налога на прибыль. Для перевода объектов основных средств на консервацию организации необходимо составить следующие документы:

  • заявку на перевод объектов основных средств на консервацию;
  • приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов основных средств на консервацию;
  • приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации формы № ИНВ-22;
  • инвентаризационную опись основных средств формы № ИНВ-1;
  • сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств формы № ИНВ-18;
  • акт оценки экономической целесообразности консервации объекта основных средств;
  • заключение о консервации объекта основных средств;
  • приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию;
  • акт о переводе объекта основных средств на консервацию;
  • смету расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
  • инвентарную карточку учета объекта основных средств формы № ОС-6.

Рассмотрим подробнее порядок перевода объекта основных средств на консервацию.

Нужно отметить, что и в бухгалтерском, и в налоговом учете этот порядок один и тот же. Он установлен п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ. Объект переводится на консервацию по решению руководителя продолжительностью на срок свыше 3 месяцев. Обычно на консервацию переводятся объекты основных средств, которые находятся в определенном технологическом комплексе или имеют законченный цикл технологического процесса.

 

Создайте 2 комиссии

Процедура перевода основных средств на консервацию начинается с того, что инициатор перевода составляет заявку и визирует ее у главного бухгалтера. Форма заявки утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей

бухгалтерского учета.

На основании поступившей заявки руководитель предприятия создает комиссию по переводу объекта основных средств на консервацию. В нее входят представители администрации, технических служб, руководитель соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие консервации, бухгалтерии и экономических служб для освидетельствования объектов ОС, оформления документов на консервацию, оценки экономической целесообразности консервации основных средств, составления сметы затрат на содержание законсервированных объектов ОС, оценки технического состояния этих объектов при их последующей расконсервации.

Также необходимо создать инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации основных средств, подлежащих консервации.

Далее следует провести инвентаризацию объектов основных средств, подлежащих консервации. По итогам инвентаризации составляется опись основных средств по форме № ИНВ-1. Она составляется в 2 экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй – остается у материально ответственного лица.

 

Оцените экономическую целесообразность перевода объектов на консервацию

Следующий этап – это оценка экономической целесообразности консервации основных средств. После ее проведения оформляется акт оценки экономической целесообразности консервации объекта основных средств.

Этот акт составляется и подписывается членами комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается председателем комиссии. В нем, в частности, указывается следующая информация:

  • причина и основания для перевода объекта основных средств на консервацию;
  • перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и срок консервации (начало и окончание);
  • планируется ли использование консервируемого объекта основных средств в будущем;
  • не превысят ли расходы на консервацию объекта основных средств убытки от содержания незаконсервированных объектов основных средств;
  • сохранятся ли на консервации необходимые характеристики объекта основных средств, переводимых на консервацию;
  • не могут ли качества объекта основных средств, переводимых на консервацию, остаться неизменными и без консервации.

Форма акта утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

 

Составьте приказ

После рассмотрения оформленных материалов по переводу объекта основных средств на консервацию, поступивших от председателя комиссии по переводу объекта на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии, издается приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию.

В приказе указываются причины и основания для консервации объекта основных средств на срок более 3 месяцев, перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и срок консервации (начало и окончание). В случае большого количества имущества перечень имущества является приложением к приказу.

 

Оформите акт о переводе основных средств на консервацию

Затем составляется акт о переводе объекта основных средств на консервацию.

Указанный акт подписывается членами комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается руководителем общества. Данный акт должен содержать наименование основного средства, инвентарный номер объекта основных средств, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации. Форма акта утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

 

Рассчитайте смету

Все расходы на содержание законсервированных объектов основных средств производятся на основании и в пределах сметы на эти цели, утвержденной руководителем организации. Основными статьями расходов по смете могут быть:

  • затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объекта, охраны и т.п.;
  • отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;
  • материалы, израсходованные на консервацию;
  • услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т.п.);
  • услуги сторонних организаций;
  • прочие расходы.

 

Порядок расконсервации объектов

Для того чтобы грамотно осуществить обратный процесс – расконсервацию объектов основных средств, организация также должна оформить соответствующие документы. Это:

  • заявка на расконсервацию объектов основных средств;
  • приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств;
  • приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации формы № ИНВ-22;
  • инвентаризационная опись основных средств формы № ИНВ-1;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств формы № ИНВ-18;
  • акт оценки технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации;
  • заключение о расконсервации объектов основных средств;
  • приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств;
  • акт о расконсервации объектов основных средств;
  • инвентарная карточка учета объекта основных средств формы № ОС-6.

Порядок расконсервации аналогичен порядку перевода объектов основных средств на консервацию, но есть некоторые особенности.

Сначала инициатор расконсервации объекта составляет заявку. Нужно отметить, что такая заявка составляется в случае, если объект подлежит дальнейшему использованию в производственном процессе. Ее утверждает главный бухгалтер, и далее она направляется руководителю предприятия, который должен принять решение о расконсервации объектов основных средств.

Потом создается комиссия по расконсервации объекта, а также инвентаризационная комиссия. Проводится оценка технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации, которая оформляется актом оценки.

Акт оценки составляется и подписывается членами комиссии по расконсервации объектов основных средств и утверждается председателем комиссии. В акте отражается техническое состояние объектов основных средств, подлежащих расконсервации. В частности, в нем указываются:

  • перечень имущества, которое подлежит расконсервации, его балансовая стоимость и срок его нахождения на консервации;
  • в каком техническом состоянии находятся расконсервируемые объекты основных средств (удовлетворительном или неудовлетворительном);
  • сохранились ли на консервации необходимые характеристики расконсервируемых объектов основных средств;
  • требуется или не требуется расконсервируемым объектам основных средств текущий или капитальный ремонт. Если требуется, то в акте отражаются выводы и предложения о характере и объемах ремонтных работ;
  • не подлежат ли они реконструкции или модернизации;
  • пригодны ли они к дальнейшему использованию.

Форма акта утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Далее следует составить заключение о расконсервации объектов основных средств. Его подписывают члены комиссии по расконсервации.

После рассмотрения вышеперечисленных оформленных материалов издается приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств. В приказе указываются причины и основания для расконсервации объекта основных средств, перечень имущества, которое расконсервируется, его балансовая стоимость и срок расконсервации (начало и окончание). В случае большого количества имущества перечень имущества является приложением к приказу. Форма приказа утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

В завершение процесса необходимо составить акт о расконсервации объектов основных средств. Он является подтверждением расконсервации объектов основных средств. Акт подписывается комиссией по расконсервации объектов основных средств и утверждается руководителем общества. Данный акт должен содержать наименование основного средства, инвентарный номер объекта основных средств, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки расконсервации. Форма акта утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Данные о расконсервации следует зафиксировать в инвентарной карточке объекта основных средств формы № ОС-6.

 

Бухгалтерский учет

После того как руководитель подпишет приказ и утвердит акт о переводе объектов основных средств на консервацию, основные средства законно переводятся на консервацию, то есть выбывают из состава амортизируемого имущества. Поэтому с 1-го числа следующего месяца амортизация по ним в налоговом учете не начисляется (п. 2 ст. 259 НК РФ). В бухгалтерском учете такой срок четко не установлен. Поэтому его можно установить таким же, как и в налоговом учете. Данный факт необходимо прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Основные средства, находящиеся на консервации наряду с находящимися в эксплуатации, учитываются обособленно на счете 01 «Основные средства». Поэтому в плане счетов организации необходимо предусмотреть к счету 01 субсчет «Основные средства на консервации».

Как только в бухгалтерию поступит оформленный акт о консервации объектов основных средств, бухгалтер по учету основных средств помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма № ОС-6) объекта, переведенного на консервацию, в отдельную картотеку «Основные средства на консервации» и делает в учете бухгалтерскую запись:

Дебет 01 субсчет «Основные средства на консервации» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– переведены основные средства на консервацию.

После расконсервации объекта основных средств бухгалтер по учету основных средств помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма № ОС-6) расконсервированного объекта в основную картотеку учета основных средств и делает в бухгалтерском учете следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 субсчет «Основные средства на консервации»

– отражена расконсервация объекта основных средств.

По данному объекту возобновляется начисление амортизационных отчислений в порядке, действовавшем до момента консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. Амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация объекта основного средства.

Расходы по проведению консервации и расконсервации, а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов включаются в бухгалтерском учете в состав прочих расходов. Отражая эти расходы, бухгалтер делает такую запись:

Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 10 (20, 25, 26, 44, 69, 70)

– отражены расходы по консервации и расконсервации объектов основных средств.

 

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость

Рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть у бухгалтера в части НДС.

Нужно ли восстанавливать НДС при консервации недоамортизированного объекта основных средств?

Точка зрения ФНС России по данному вопросу изложена в Письме от 20.06.2006 № ШТ-6-03/614@ и согласована с Минфином России.

В частности, чиновники указали, что при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию, в отношении которых суммы НДС ранее были приняты к вычету, восстановление сумм налога с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится.

Однако если переведенные на консервацию недоамортизированные основные средства после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.

 

Имеет ли право организация принять к вычету суммы НДС по материалам, используемым на содержание основных средств, переведенных на консервацию, и по услугам, связанным с консервацией?

По нашему мнению, суммы НДС, предъявленные организации при приобретении услуг, связанных с консервацией оборудования и его содержанием в период консервации, а также суммы НДС по материалам, используемым на содержание основных средств, переведенных на консервацию, нельзя принять к вычету. Объясним почему.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

Так как понесенные затраты по объектам основных средств, переведенным на консервацию, не связаны с осуществлением операций, являющихся объектами обложения НДС, организация не может принять к вычету «входной» НДС по данным расходам.

 

К СВЕДЕНИЮ!

В арбитражной практике можно встретить решения, в которых судьи указывают, что организации имеют право на вычет по НДС по договорам на оказание услуг по содержанию законсервированного оборудования. Судьи подчеркивают, что затраты предприятия при консервации являются затратами на содержание основных средств. А содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно неиспользуемые производственные фонды в надлежащем состоянии (Постановление ФАС Центрального округа от 15.02.2007 № А09-4610/06-13-16).

 

Включить суммы невозмещенного налога в стоимость материалов (работ, услуг) нельзя, так как ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, когда бухгалтер вправе это сделать, и рассматриваемые нами операции в ней не поименованы. Следовательно, источником отнесения непринятого к вычету налога будет дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы». Напомним, что все расходы (материалы, зарплата, услуги сторонних организаций и т.д.), связанные с консервацией, бухгалтер должен списать именно на этот счет.

Можно ли данные суммы НДС учесть для целей налогообложения прибыли и включить их в состав внереализационных расходов? По мнению некоторых специалистов, да, так как при условии документального подтверждения уплаченных сумм НДС они должны быть признаны обоснованными расходами наряду с другими затратами, направленными на консервацию объектов основных средств.

Вместе с тем в силу п. 1 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Однако п. 2 в данном случае неприменим. Так как в перечень указанного пункта не входит сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком по расходам, связанным с переводом оборудования на консервацию.

Поэтому налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля могут исключить суммы «входного» НДС из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Предприятию придется самостоятельно сделать выбор и быть готовым отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

 

Налог на имущество

Если основное средство организацией временно не используется (находится на консервации), налог на имущество все равно платить нужно. Данная точка зрения высказана Минфином России в Письме от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101.

В Письме приведены следующие аргументы. Налогом на имущество облагается стоимость объектов, которые числятся в бухгалтерском учете как основные средства. Об этом прямо говорит п. 1 ст. 374 НК РФ.

А то, что имущество, которое находится на консервации, не перестает быть основным средством, подтверждает п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Минфином сделан вывод: основные средства во время консервации не перестают облагаться налогом на имущество (исключение – если региональным законодательством предусмотрена льгота для фирм, основные средства которых находятся на консервации). Однако его размер все-таки зависит от того, на какой срок актив передан на консервацию.

Если срок консервации объекта до 3 месяцев, амортизация по нему продолжает начисляться. То есть остаточная стоимость основного средства в этом случае будет ежеквартально уменьшаться, а вместе с этим будет уменьшаться и размер платежей по налогу на имущество.

Если срок консервации актива более 3 месяцев, амортизацию начислять не нужно и соответственно налог на имущество во время консервации следует уплачивать в прежнем размере.

 

Налог на прибыль

Расходы на консервацию и расконсервацию производственных мощностей и объектов, равно как и затраты на их содержание в период консервации, учитываются в качестве внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Так, по мнению Минфина России, предприятие имеет право отразить в налоговом учете расходы на коммунальные услуги и ремонт для поддержания законсервированного объекта основных средств (Письмо от 20.07.2007 № 03-03-06/1/507.

А вот арендные платежи за землю в отношении участка, на котором располагаются законсервированные объекты основных средств, к указанным расходам не относятся. Об этом говорится в Письме УФНС по г. Москве от 02.09.2005 № 20-12/62488.

Для содержания объектов основных средств, находящихся на консервации, организации нередко приобретают оборудование, различные материалы, выплачивают заработную плату обслуживающему персоналу за счет привлеченных кредитов. Расходы в виде процентов по кредитам, выданным на приобретение оборудования, в период консервации работ по монтажу оборудования учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов в размере, не превышающем установленного ст. 269 НК РФ. На это указал Минфин России в Письме от 02.04.2007 № 03-03-06/1/204.

При переводе объектов основных средств на консервацию организации приобретают или разрабатывают сами типовые проекты на консервацию объектов основных средств. Возникает вопрос, имеет ли право организация учесть расходы по приобретению типового проекта на консервацию для исчисления налога на прибыль? В данном случае следует руководствоваться подп. 8 и 9 п.1 ст. 265 НК РФ. В соответствии с этими нормами могут быть учтены расходы налогоплательщика на консервацию объектов основных средств, в том числе на разработку типового проекта на консервацию, при условии их надлежащего документального подтверждения.

Таким образом, расходы на разработку типового проекта на консервацию объектов основных средств могут быть учтены для целей налогообложения при условии использования данного проекта при осуществлении деятельности организации. Указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом (отчетном) периоде, в котором данный типовой проект впервые был использован при консервации объекта основных средств.

 

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Иногда на консервацию переводят основные средства, не относящиеся к  производственным объектам. До консервации расходы (амортизация, затраты на содержание, ремонт и др.) по таким объектам не учитывались в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации для целей налогообложения нельзя учесть и те расходы, которые появятся у организации после перевода данных объектов на консервацию.

 

К СВЕДЕНИЮ!

Основные средства, переданные на консервацию в целях как бухгалтерского, так и налогового учета на срок более 3 месяцев, не являются амортизируемым имуществом, а значит, и амортизация по данным объектам не начисляется (п. 3 ст. 256 НК РФ, п. 23 ПБУ 6/01). При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

 

Отдельные организации по ряду причин продают законсервированный объект основных средств. По мнению Минфина, полученный доход от реализации законсервированного объекта основных средств налогоплательщик вправе уменьшить на остаточную стоимость данного объекта ОС (Письмо Минфина России от 12.05.2005 № 03-03-01-04/1/253).

Иногда законсервированный объект основных средств организация продает с убытком. В этом случае бухгалтеру приходится искать ответ на вопрос: можно ли списать убыток в расходы единовременно (так как имущество в данный момент не амортизируется) или же согласно п. 3 ст. 268 НК РФ нужно включать его в расходы в течение определенного срока?

Ответ на данный вопрос изложен в Письме Минфина России от 12.05.2005 № 03-03-01-04/1/253. Чиновники разъяснили, что, в случае если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

 

Транспортный налог

Законсервированные транспортные средства включаются в объект обложения транспортным налогом вместе с транспортом, который эксплуатируется в организации.

Согласно ст. 357 и 358 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения. При этом объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.