Выходи замуж, а то разорю!

| статьи | печать

Пьесы Александра Николаевича Островского и сегодня смотрятся на одном дыхании. После засилья голливудских однодневок на ТВ здесь зритель по-настоящему отдыхает. Вот оно наше, исконное, сермяжное... А язык-то какой! Неторопливый, яркий, самобытный. Заслушаешься. А темы, темы-то какие! Хоть сейчас в программу «Вести» монтируй. Или в «Криминальную хронику». Переодень его купцов и чиновников из сюртуков в джинсу и кожу да вставь немного сленга – не отличишь от сегодняшнего, злободневного.

Вот, например, купец Большов из пьесы «Свои люди – сочтемся!» решил обмануть кредиторов и объявил себя банкротом, переписав имущество на приказчика – жениха дочери. Но после свадьбы бессовестные молодые зажили своей, богатой, жизнью, а стариков отделили, Большова отправили в долговую тюрьму, ему грозит Сибирь.

От такого судебного очерка и в XXI веке ни одна газета не откажется!

А пьеса «Волки и овцы» – настоящий прототип современных пособий на тему «Как удачно выйти замуж». Влиятельная барыня хочет женить спившегося племянника на богатой вдове и, чтобы та была посговорчивее, решается подделать денежные документы. По ним выходит, что покойный муж вдовы будто бы должен ей крупную сумму («Выходи замуж, а то разорю!»). Но на деньги вдовы рассчитывает холостой помещик, который ловко раскрывает обман и сам женится на ней. Параллельно разыгрывается линия бесприданницы и богатого холостяка. В погоне за женихом девушка мастерски сбрасывает с себя личину святоши, собирающейся в монастырь, и как опытная кокетка окручивает и женит его на себе. Резюме: все люди делятся на волков и овец – или ты кого-то ешь, или съедят тебя.

А вот «Лес» Островского будет «покруче» любого фильма ужасов. Богатая помещица по своему капризу вершит судьбы зависящих от нее людей. Она продает свой лес, чтобы на эти деньги купить молодого любовника. Ее бедная племянница остается бесприданницей и пытается покончить с собой. «...Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

И сегодня у нас в стране угодья легко продаются и скупаются. Вопреки законам растут особняки в заповедных зонах, а «взяткоемкость» чиновников увеличивается.

Главное действующее лицо всех произведений Островского – деньги. Они выстраивают отношения персонажей, определяют людские судьбы, даже в названиях драм присутствуют («Бешеные деньги», «Не было ни гроша, да вдруг алтын»). Капитал, состояние, взятки, векселя, договоры...

Материал для пьес молодой автор черпал на работе в суде, куда определил недоучившегося юриста отец-адвокат. Купцы, помещики, обыватели с развитием деловой жизни в середине XIX века все чаще были вынуждены сталкиваться с государством. Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и наследственных споров, в учреждениях получать разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Слова одного из персонажей А.Н. Островского: «Не бойся суда, а бойся судьи», наверное, будут актуальны в России всегда, несмотря ни на какие правовые реформы. Так же как и тема взяток или, как сейчас говорят, коррупции. «Что за слово «взятка»? Сами же его выдумали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность!», «…честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Герои ранних пьес Островского еще надеются дождаться «того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Большинство произведений завершаются счастливым соединением влюбленных и победой добра над злом («Бедность не порок»). Драматург восхищается широтой русской души и противопоставляет ее рассудочной сухости Запада. Но с годами идеализация уступает место сатире на чиновников, у которых взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся («Доходное место»).

Позднее творчество Островского становится все более трагическим. Мир драм («Бесприданница», «Таланты и поклонники») населен мечущимися в поисках счастья и спокойствия героинями, окруженными циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, и не менее циничными матерями, согласными продать своих дочерей, и беспомощными поклонниками или женихами, неспособными защитить любимых.

Умение через семейно-бытовой конфликт показать общерусские проблемы – вот секрет многолетнего успеха драматурга.

Крестьяне и купцы жили не так, как люди просвещенных сословий. На Руси словно существовало два разных, мало понятных друг для друга мира. Но в середине XIX века границы этих миров разрушаются. Купцы начали приспосабливаться к «европеизированной» жизни, стали учить своих детей. Но на первых порах часто принимали за образованность лишь внешние атрибуты высших сословий.

Погружаясь в Россию того времени, можно найти много параллелей с современностью. И по сей день мы стремимся стать европейцами и, пренебрегая отечественным образованием, отправляем детей на учебу за границу. А каков результат?

Проработав для русской сцены почти 40 лет, Островский создал около полусотни пьес, составивших совершенно новый театр, новое представление о его месте в общественной жизни, и тем самым оказал огромное влияние на всю русскую культуру, а значит, и на основы нашего национального самосознания. Не будь пьес Островского, пожалуй, и сама Россия была бы не такой, как сегодня.

Его произведения не потеряли актуальности и по сей день. Мы по-прежнему безответственны по отношению к тому богатству, которым наделена Россия, будь то леса, вода, люди... Ведущими экономистами доказано, что темпы развития экономики определяются культурными системами, сложившимися в стране. Чем более «альтруистично» общество, тем выше качество действующих в нем политических и государственных структур. Существует прямая зависимость между процветанием страны и такими чертами ее граждан, как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, честность и толерантность. Напротив, ксенофобия, религиозная нетерпимость, коррупция сопутствуют бедности широких масс населения и медленному развитию экономики. Темпы экономического роста выше там, где процветают взаимное доверие, вера в индивидуальную инициативу человека и, главное, уважение к закону.

Доколе же мы будем жить по Островскому? Хорош Александр Николаевич, но пусть он останется в далеком прошлом для сравнения: вот как было когда-то и как стало теперь.