1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 844

Интернет в помощь бухгалтеру («Ваш партнер-консультант», № 43, 2008 г.)

Интернет в помощь бухгалтеру («Ваш партнер-консультант», № 43, 2008 г.)

Продолжаем рассказ об интернет-системе представления отчетности. На вопросы отвечает Антон САБИТОВ, генеральный директор ООО «Контур СанктПетербург» (Санкт-Петербургский филиал ЗАО «ПФ «СКБ Контур»).

Почему отчетность через Интернет платная? В странах с развитой экономикой за эти услуги денег не берут.

– При ответе хочется напомнить известную поговорку о том, что бесплатный сыр у нас бывает только в мышеловке. Можно, конечно, выделить отдельной строкой в государственном бюджете расходы на содержание целого штата квалифицированных специалистов, которые будут поддерживать некую систему по сдаче отчетности в работоспособном виде для всех организаций страны.

Но, во-первых, сразу пострадает качество услуг. Когда вы формально не являетесь заказчиком, то и диктовать свои условия обслуживания вы не можете. Один несвоевременно поданный или не дошедший до адресата отчет разом перечеркнет все коммерческие выгоды этого шага для отдельно взятой компании.

Во-вторых, данный сервис будет платным для общества – деньги на его содержание из бюджета формируются благодаря налогам. Таким образом, расходы равномерно распределятся между всеми плательщиками – и теми, кто услугой пользуется, и теми, кому она попросту не нужна.

Давайте спросим тех, кто не желает тратить лишние средства ни на какой сегмент формирования и подачи отчетности: готовы ли они косвенно субсидировать другие организации в этом вопросе? Оппоненты возражают, что это не так дорого, но содержать огромный штат, а, по моим оценкам, организацией электронного документооборота в нашей стране сейчас занимается около 5 тысяч высококвалифицированных специалистов из различных коммерческих структур, – существенная нагрузка.

Кстати, западный опыт наглядно демонстрирует вышесказанное. Есть там и большие проблемы по сдаче отчетности в последние дни подачи деклараций, и перебои с консультированием, и трудности обратной связи. А бесплатность обусловлена тем, что государство выделяет средства стороннему разработчику, который и делает его бесплатным для организаций. Некорректно, конечно, утверждать, что только поэтому налоговое бремя в этих странах существенно выше, чем в России, но и вследствие этого в том числе.

По-моему, организации лучше самостоятельно решать, на что тратить собственные средства, чем безоговорочно отчислять их часть на какую-либо услугу. Напомню, что сдача отчетности по каналам связи не является обязательной для подавляющего большинства налогоплательщиков нашей страны.

 

Не нарушает ли архивирование пересылаемых данных на стороне посредника принципов налоговой тайны и Закона «О персональных данных»? Какова ответственность оператора за возможное разглашение этой информации?

– В связи с тем что в последнее время участились спекуляции на предмет возможности доступа в различные – в том числе и налоговые – базы данных, еще раз напомню некоторые особенности электронного декларирования.

Во-первых, согласно нормативной базе в обязанности оператора связи архивирование пересылаемых сведений не входит. Об этом должен заботиться отправитель и получатель информации. Вместе с тем ряд операторов такую услугу своим клиентам предоставляют. Она часто востребована при потере копий поданных сведений, поломке компьютера или сбое в базах данных организации. Иногда просто требуемую отчетность сложно найти, и в этом случае структурированный архив поможет сэкономить время. Уточнять наличие такой возможности лучше при подключении.

Во-вторых, ответственность за разглашение подобных сведений прописана в законодательстве. Здесь можно говорить и о коммерческой тайне, и о деловой репутации, и о многих других факторах, которые будут затронуты в случае разглашения информации. Но если доступ к базам данных оператора получить теоретически возможно, то расшифровать содержимое возможным не представляется.

В широком смысле слова информация, хранимая оператором, базой данных не является, так как непригодна для анализа и прочтения стороннему пользователю. Все сведения, которые доступны для абонента вне его компьютера, зашифрованы. Расшифровать их может только сам абонент с помощью своего ключа электронной цифровой подписи.

При этом речь идет только о его собственных отчетах – благодаря уникальности ключевых носителей расшифровать чужую отчетность не получится. Именно поэтому для полной дешифровки информации на серверах операторов связи потребуется наличие множества уникальных ключей электронной цифровой подписи, владеют которыми исключительно абоненты, чья отчетность хранится на серверах. Данная задача, конечно, в принципе нерешаемая. Достаточно сказать, что за годы работы систем по передаче отчетности через Интернет, при всей их масштабности, случаев компрометации представляемых сведений еще не возникало.

 

Есть ли необходимость уведомления инспекции о переходе на отчетность по каналам связи? Почему мне отказывают в подключении на основании «отрицательного ответа из инспекции»?

– Правоотношения между организациями и контролирующими органами, возникающие в процессе декларирования налогов, регулируются законодательством. Базовый документ в сфере отчетности по каналам связи – это Приказ МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, и он не содержит в себе требований от налогоплательщика по уведомлению инспекции о переходе на сдачу отчетности по каналам связи. Если все регистрационные данные указаны верно, то отказать в подключении не может и представитель оператора связи. В регионах, где подобное практикуется, необходимо отстаивать свои права.

Допускаю, что инспекторы в них руководствуются локальными директивами, но они не являются легитимными, так как априори не могут противоречить приказам вышестоящих органов, в частности приказам ФНС. Жаловаться при этом нужно вышестоящему над инспекторами начальству. Вместе с тем данный отказ – всегда повод задуматься. Как правило, он означает, что у вас в организации произошла смена реквизитов, необходимых для генерации ключа электронной цифровой подписи, а обновлений о факте этих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц не последовало. К таковым реквизитам относятся: название, связка ИНН – КПП и данные на уполномоченное подписывать налоговые декларации лицо.

 

Обязательно ли хранить ключи для входа в систему на дискете? У многих современных компьютеров дисковода в комплекте уже нет.

– Ключи для входа в систему помещаются на отчуждаемый от компьютера носитель в первую очередь из соображений безопасности самого налогоплательщика. Нужно просто осознать, что с их помощью можно не только войти в систему, но и отправить отчетность – со злым ли умыслом или просто по ошибке. Финансовые потери такого шага могут быть весьма значительны. Хранят же зачем-то печать организации в сейфе, а руководитель перед подписанием того или иного документа внимательно ознакомляется с его содержимым.

А теперь представьте, что ключ электронной цифровой подписи заменяет оба этих атрибута – подпись и печать. И сегодня с его помощью можно и отчетность отправить, и платежное поручение банку подписать. Недалек тот день, когда с помощью ЭЦП можно будет подписывать любые юридически значимые документы, в некоторых системах сейчас идет пилотная реализация подобных проектов. Поэтому культуру бережного обращения со средствами ЭЦП необходимо прививать себе уже сейчас. Крайне не рекомендуется хранить ключи в памяти компьютера, что хоть и удобно, но может повлечь негативные последствия.

Что до выбора носителя, то это совсем не обязательно должна быть дискета. Есть специальные сертифицированные устройства для хранения ключей ЭЦП, по своей форме напоминающие обычную флешку, работают они от USB-порта, который есть на всех компьютерах без исключения. За дополнительный комфорт, как правило, нужно платить, однако можно найти и предложения, когда подобное устройство вы получите совершенно бесплатно.

 

Можно ли для ускорения получения акта сверки ранее переданные по почте декларации после подключения отправить в электронном виде?

– Теоретически, конечно, это возможно, однако последствия данного шага могут быть непредсказуемыми, если эту процедуру вы проведете без уведомления контролирующего органа. Действительно, многие клиенты при подключении уточняют возможность дублирования ранее поданных сведений – уже по Интернету. Связано это с тем, что некоторые ранее представленные декларации либо не дошли до инспекции, либо еще не введены в ее базу данных. Это возможно, если отчетность направлялась исключительно на бумаге с использованием, например, почты.

В таком случае следует помнить, что система по отправке отчетности через Интернет не знает о факте ранее отправленного отчета, следовательно, посланная через нее аналогичная декларация будет считаться первичной. Фактическая дата будет беспристрастно поставлена оператором, и, безусловно, это приведет к тому, что сроки подачи отчетности будут формально не соблюдены.

Именно поэтому в случае необходимости переслать по Интернету ранее переданные обычными способами декларации следует консультироваться у представителей операторов связи и в налоговой инспекции. Исправить дату на правильную оператор связи возможности не имеет, а вот налоговый инспектор по-разному может трактовать тот или иной случай.