Совершенствованию нет предела!

Не качество, а количество поправок в законодательство определяет ход муниципальной реформы
| статьи | печать
Совершенствованию нет предела!

Принятый Госдумой РФ в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» претерпел ко второму чтению такие поправки, что ставит в затруднение и экспертное сообщество, и правоведов... самой Думы.

Нет предела полету законодательной мысли. Поменялось даже название документа. Намечалось внести изменения в один Закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Теперь предлагается в несколько «в связи с совершенствованием (!) организации местного самоуправления».

В результате новаций вместо создания экономических условий для становления подлинного народовластия в стране хотя бы на местном уровне усиливается партийное прогибание депутатов перед исполнительной властью. В угоду ей предлагается наделить высшее должностное лицо субъекта Федерации правом отзыва глав муниципальных образований даже без сбора подписей недовольных ими (см. «ЭЖ» № 42).

Население же, наоборот, лишается возможности отзыва муниципального главы, избранного из состава представительного органа муниципалитета. Получается, что депутатов избиратели могут выбирать, а отзывать – нет.

Бурю негодования на местах и у экспертов вызвали также законодательные инициативы о:

  • возможности менять структуру, срок полномочий и полномочия выборных муниципальных органов до истечения их полномочий;
  • внедрении в муниципальные выборы разных избирательных систем, в том числе по партийным спискам.

Большинство экспертов считает, что дожидающийся теперь второго чтения законопроект означает полный отход от первоначально задуманной концепции местного самоустройства в РФ.

Даже юристы Государственной Думы в шоке. Вот их Заключение по проекту федерального закона № 457591-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления» (второе чтение):

«Обращаем внимание, что принятая в первом чтении редакция представленного проекта федерального закона, концепция которого предполагала законодательное уточнение полномочий органов местного самоуправления исключительно по вопросам организации и осуществлению мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных образований, существенно изменена, поскольку дополнена положениями, направленными на регулирование вопросов преобразования муниципальных образований, не связанных с вопросами мобилизационной подготовки, а также расширяет перечень изменяемых федеральных законов. Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке».

Всё. Приехали! Депутатам говорят о Фоме, а они твердят о Ереме. Остается только сокрушаться: «Какой ненормальный пойдет работать в муниципальные органы управления, которые не имеют реальной финансово-экономической базы для осуществления собственных публичных обязательств перед населением и делегированных государственной властью полномочий, а теперь лишаются еще главной основы существования местного самоуправления – реальной поддержки населения?» Ни тебе экономических свобод, ни политической вольницы от верхних уровней публичной власти.

Финансовое наполнение местных бюджетов целиком и полностью зависит от воли и настроения регионального начальства. Ему же теперь хотят отдать юридически утвержденное право вершить судьбу выборных и назначенных глав муниципалитетов и даже депутатов муниципальных собраний (дум).

Общий настрой федеральных законодателей невзначай приоткрыл на днях член Совета Федерации РФ Юрий Осинцев. На очередном «Диалоге с сенатором» в РИАН он, кстати, заместитель председателя сенатского Комитета по вопросам местного самоуправления, охарактеризовал муниципальных глав как людей, стремящихся: а) приватизировать власть в интересах семьи и личного бизнеса, б) пристроить бизнес своих людей. Правда, отвечая затем на вопрос корреспондента «ЭЖ» об экономической основе муниципалитетов, сенатор от Свердловской области сказал, что в стенах Совета Федерации долго и упорно вынашивается мысль о возможности передачи в местные бюджеты части налога с прибыли хозяйствующих субъектов на территории муниципальных образований. Остается только удивляться терпению и настойчивости парламентариев в их многолетнем желании стимулировать местные власти на развитие бизнеса в поселениях, районах и городах.